С 1 июля с. г. отменен целый ряд льгот в связи с повышением пенсий. Приведем выдержки только из двух писем, содержащих вопросы, ответы на которые волнуют большую часть военных пенсионеров.
БОРИС Павлович Бодытчик из Казани пишет: "8 мая, накануне празднования 57-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, Президент России В. В. Путин на встрече с военными пенсионерами - участниками войны сообщил о предстоящем с 1 июля повышении окладов и военных пенсий, отметив при этом, что дополнительно военным пенсионерам остаются ранее существовавшие льготы. А потом на страницах "АиФ" появилось интервью начальника Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Л. Куделиной, которая сказала, что, к сожалению, военные пенсионеры, не достигшие 60-летнего возраста, с 1 июля 2002 года теряют льготы по оплате коммунальных услуг и телефона. Хотелось бы прояснить этот вопрос".
ОТ ИМЕНИ жен бывших военнослужащих написала в редакцию Антонина Петровна Бардакова, которая проживает в Краснодарском крае: "Наши мужья служили в боевом полку, имеют удостоверения участников боевых действий, ветеранов Вооруженных сил. И вот с 1 июля с них неожиданно сняли все льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом не столь уж сильно повысили пенсии, в среднем рублей на 800. Сейчас получается, что они ветеранами будут считаться только после 60 лет, если, конечно, доживут. Зачем же тогда вообще выдают эти удостоверения? Расскажите, пожалуйста, какие льготы остались у военных пенсионеров и у военнослужащих".
Ситуацию разъясняет полковник Иван ИВАНЮК, член Академии проблем военной экономики и финансов.
В эпицентре трех реформ
ЕСЛИ совершить небольшой экскурс в историю, то можно отметить, что сигнал к наступлению на льготы был дан в бюджетном послании Президента РФ в 2000 году. В нем, в частности, отмечалось, что необходимо пересмотреть объем и структуру обязательств государства перед своими гражданами, с тем чтобы перейти к адресной социальной политике. В соответствии с действующим федеральным законодательством таких обязательств на бюджет возлагается очень много, и денег в казне на их реализацию хронически не хватает. При этом в послании было особо подчеркнуто, что мы не отказываемся от наиболее важных социальных гарантий населению. Напротив, мы должны твердо гарантировать социальную поддержку наиболее нуждающимся гражданам.
Второй аргумент, который приводился разработчиками системы реформ в социальной сфере, состоит в том, что людей, пользующихся льготами, слишком много - более 40 категорий.
Исследования показали, что около 70 процентов населения имеют право на получение различных социальных льгот, выплат, компенсаций, что составляет примерно 100 млн. человек, т. е. более двух третей населения страны. При этом до наиболее нуждающихся граждан деньги, как правило, не доходят: только менее 20 процентов из них попадает в малообеспеченные семьи.
Основные подходы к реформированию системы социальных льгот изложены в программе социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. В ней заложен постепенный и взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения.
Согласно программе, льготы, установленные для ряда категорий работающих граждан, в том числе для военнослужащих и работников правоохранительных органов, должны быть переведены в форму денежных выплат.
Таким образом, военнослужащие и, следовательно, военные пенсионеры оказались в эпицентре трех реформ: военной, жилищно-коммунальной и реформы по пересмотру льгот. Они первыми ощутили на себе новую социальную политику. В основном все льготы, предоставляемые в натуральном виде, компенсации и выплаты семьям военнослужащих были сохранены. К примеру, остался бесплатным проезд в городском транспорте (кроме такси) и пригородных электричках. Или, скажем, по-прежнему для военнослужащих остается ежемесячный паек, который можно получить либо в натуральном виде, либо как денежную компенсацию. Хотя реальная стоимость общевойскового продовольственного пайка в сутки еще год назад составляла 42 рубля 92 копейки, законом "О федеральном бюджете" установлено, что в 2002 году выплата военнослужащим и приравненным к ним лицам денежной компенсации взамен продовольственного пайка производится в размере 20 рублей в сутки. Соответственно, из этой суммы идет и расчет военных пенсий в этом отношении.
Изменения же, внесенные в систему льгот, предоставляемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, коснулись главным образом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а также установки и пользования квартирным телефоном. Основной массе с 1 июля 2002 года приходится платить 100 процентов стоимости этих услуг вместо 50, что компенсировано повышением денежного довольствия. По оценкам Министерства финансов, оно выросло для младших офицеров в 1,7-1,8 раза, для старших - в 1,3-1,5 раза, для военных пенсионеров - в 1,7-1,9 раза. Со следующего года должны примерно в 1,5 раза вырасти еще и оклады по воинским званиям, что прибавит в семейный бюджет каждого, кто носит погоны, а также военных пенсионеров еще несколько сотен рублей.
Государство делает выбор
НАДО отметить, что существующие в настоящее время льготы для военнослужащих и военных пенсионеров занимают достаточно большое место в совокупном доходе их семей. По данным ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей, проводимого Министерством труда и социального развития совместно с силовыми ведомствами, рост потребительских цен на товары и услуги в 2001 году составил более 118 процентов по отношению к 2000 году. Естественно, это привело к увеличению стоимости льгот и компенсаций для среднестатистического военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в среднем с 1618 руб. в 2000 году до 2020 руб. в 2001 году без учета льгот по медицинскому обслуживанию.
Оценочная ежемесячная стоимость льгот для среднестатистического военнослужащего в конечном итоге составляет 2020 рублей в месяц. Стоимость льгот для военного пенсионера исчисляется исходя из этой суммы.
Отсюда со всей очевидностью следует, что если бы государство решило отменить все льготы военнослужащим, попытавшись компенсировать это увеличением денежного довольствия, то ему пришлось бы сильно раскошелиться: денежное выражение всех льгот вполне соизмеримо с денежным довольствием.
Итак, для кого же сохранились льготы по оплате занимаемой жилой площади, коммунальных услуг, а также по установке и пользованию телефоном? После внесения 7 мая этого года соответствующих изменений в закон "О статусе военнослужащих", льготы сохранены лишь военнослужащим и членам их семей, попадающим под действие других законодательных актов, которые ввели в действие аналогичные льготы. Так, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"
они предоставляются лишь тем военным, которым присвоено звание "Ветеран военной службы" (основной критерий присвоения этого звания - наличие 20-летней выслуги лет на военной службе в календарном исчислении) и которые достигли пенсионного возраста, установленного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет).
Среднестатистический мужчина в нашей стране живет немногим более 60 лет, так что далеко не все смогут воспользоваться правами, которые предоставляет (пока) закон "О ветеранах".
А вы, боевые подруги...
С БОЕВЫМИ подругами военных ситуация еще сложнее. Многие из них, мыкаясь по гарнизонам, не могли устроиться на работу и потому у них нет достаточного трудового стажа, чтобы претендовать на звание "Ветеран труда". Ситуация эта еще более усугубилась в нынешнем году. До этого в законе о пенсиях был пункт о трудовом стаже жен военнослужащих, и время, в течение которого они не могли устроиться на работу, им шло в зачет трудового стажа. В новом законе, вступившем в действие с 1 января 2002 года, такого пункта нет. В то же время в законе "О статусе военнослужащих" 1998 года в статье 10 пункт 4 указано, что женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установки пенсии, засчитывается весь период проживания с мужем до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинской части.
Таким образом, два закона вступили в противоречие, и пока есть только один путь отстаивания своих прав - через суд. Однако вовсе не факт, что суд в подобном случае пойдет навстречу истцу, точнее, истице.
Закон есть закон
- Военнослужащие наравне с другими гражданами имеют право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В упоминавшемся уже законе от 7 мая 2002 г. содержится поручение Правительству РФ в течение месяца со дня вступления в силу данного закона определить особенности применения для военнослужащих, проходящих службу по контракту, и отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в случае, если среднерегиональные размеры оплаты жилья и коммунальных услуг федерального стандарта превышают допустимую долю собственных расходов граждан в совокупном доходе семьи. К сожалению, решение Правительством РФ по данному вопросу пока не принято.
- Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, являющиеся ветеранами боевых действий, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" имеют право на льготную оплату только жилой площади. Коммунальные услуги и пользование телефоном они должны оплачивать в полном объеме на общих основаниях.
- Членов семей погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в зависимости от объема и характера предоставляемых льгот по оплате жилья и коммунальных услуг можно условно разделить на две категории. Первая - это члены семей погибших (умерших) инвалидов войны и ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". Они оплачивают жилую площадь, коммунальные услуги и пользование телефоном в размере 50 процентов. Вторая - члены семей военнослужащих и граждан, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) вследствие причин, не связанных с исполнением обязанностей военной службы. Они имеют право на получение ежемесячной 50-процентной денежной компенсации расходов, произведенных на указанные цели. Порядок получения данной компенсации должен быть определен Правительством РФ. Однако нормативный акт по данному вопросу тоже пока не принят...
- Система повышения пенсий военным пенсионерам с параллельной отменой ряда льгот действует уже четыре месяца. Практика показала, что при таком положении права пенсионеров не нарушаются и их материальные интересы не ущемляются. Пенсии повысились в среднем в 1,7 - 1,9 раза, стоимость же льгот, утраченных военными пенсионерами, в самом худшем случае не превышает одной четверти этой прибавки. То есть в итоге пенсионеры оказались в выигрыше. Что же касается заявления автора одного из приведенных выше писем в редакцию А. Бардаковой о том, что прибавка к пенсии составляет в среднем 800 рублей, то это не совсем точно: величина прибавки к пенсии зависит от многих факторов - воинского звания, размера последнего служебного оклада и т.д. Часть пенсионеров получила прибавку не менее 1500 - 1800 рублей. А если говорить об авторе другого письма в редакцию газеты "АиФ. Долгожитель" - Б. Бодытчика (который, судя по всему, не является ветераном Великой Отечественной войны), то его можно понять. Но... закон может не нравиться гражданину или целой категории граждан, но это - закон.