Малоимущим - адресную поддержку

   
   

Характерной чертой социально-экономического развития Российской Федерации в I полугодии 2002 года является закрепление положительной динамики основных социальных показателей, достигнутой в предыдущем году.

Доходы растут, но проблемы остаются

В РЕЗУЛЬТАТЕ проведенных мероприятий по улучшению материального положения граждан:

  • среднедушевой доход увеличился по сравнению с первым полугодием 2001 года на 28% и составил в конце первого полугодия текущего года примерно 3657 рублей;

  • среднемесячная зарплата в конце первого полугодия составила более 4500 рублей, что почти в 1,4 раза больше, чем год назад.

Вместе с тем общий уровень денежных доходов пока не позволяет создать условия для расширенного воспроизводства населения и улучшения демографической обстановки.

Улучшить ситуацию кардинальным образом предусматривается за счет усиления адресности социальной поддержки наиболее бедных групп населения, оказания государственной помощи реально нуждающимся людям.

Предусматривается постепенный пересмотр и отмена ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения.

Льготы, установленные для различных категорий работающих граждан (в частности, для работников правоохранительных органов, военнослужащих), будут переведены в форму денежных выплат.

Государственная социальная помощь будет оказываться только малообеспеченным семьям, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума и находящимся в тяжелой жизненной ситуации.

На федеральный бюджет намечается отнести выплаты денежных компенсаций только тем категориям, которые имеют личные заслуги перед страной либо нуждаются в обязательной социальной защите общества (чернобыльцы, инвалиды I и II групп).

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума все еще очень велика. В I квартале 2002 года почти 48 млн. человек, или 33% общей численности населения, имели крайне низкие доходы.

Население сокращается

НЕСМОТРЯ на некоторое увеличение числа родившихся (на 31 тыс. человек, или на 5,8%), продолжается сокращение численности населения. В мае 2002 года она составляла 143,6 млн. человек, что на 0,39 млн. человек (на 0,3%) меньше, чем в начале года. Миграционный прирост населения лишь на 10,4% компенсировал естественную убыль.

Продолжает увеличиваться смертность от неестественных причин, связанных с социальным неблагополучием. Смертность от случайных отравлений алкоголем выросла на 7,7%, от убийств - на 5%.

Долги бюджетникам

В НАЧАЛЕ июля текущего года сумма задолженности составила 35,18 млрд. рублей, что на 1,48 млрд. рублей (на 4,4%) больше, чем год назад. Задолженность предприятий увеличилась на 1,24 млрд. рублей (на 4,3%). Бюджетная задолженность выросла на 241 млн. рублей (на 4,9%). При этом задолженность федерального бюджета сократилась с 790 до 600 млн. рублей (на 24%).

Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 11,7% приходится на федеральный бюджет и 83,3% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Тенденции улучшения ситуации на рынке труда в текущем году укрепились. Численность занятых в экономике в течение первого полугодия постоянно увеличивалась - с 64,9 млн. человек в январе до 66,6 млн. человек в июне. По сравнению с I полугодием 2001 г. она возросла на 2,7%.

Вместе с тем число безработных, регистрирующихся в службе занятости, начало увеличиваться. Если в I полугодии 2001 года в службе занятости было зарегистрировано (в среднем за месяц) 1065 тыс. человек, то в I полугодии текущего года - 1238 тыс. человек.

В I полугодии 2002 года осуществлено повышение оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.

Размеры тарифных ставок работников организаций бюджетной сферы увеличены в среднем в 1,89 раза, при этом было обеспечено приоритетное повышение оплаты труда основных категорий работников образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты населения, отнесенных к 5-12 разрядам ЕТС.

Уровень средней заработной платы в бюджетной сфере повысился с 42-45 до 60-65% от уровня промышленности.

Согласно Федеральному закону от 29 апреля 2002 г. "О внесении дополнения в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда установлен с 1 мая 2002 года в сумме 450 рублей в месяц.

Это позволило повысить соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения до 23%, против 16% в I квартале 2002 года.

Пенсионное обеспечение

С 1 ЯНВАРЯ 2002 года в России началась пенсионная реформа.

Новые условия и нормы предоставления пенсий позволили повысить начиная с 1 января 2002 года размеры пенсий около 12 млн. пенсионеров.

Работающим пенсионерам предоставлено право получать пенсию в полном объеме, не прекращая трудовой деятельности (прибавка к пенсии работающим пенсионерам в среднем составила 450-500 рублей).

Существенно увеличены пенсии отдельным категориям пенсионеров, в частности, лицам, достигшим возраста 80 лет, и инвалидам I группы, инвалидам I и II групп с детства и детям-инвалидам (в среднем на 331 рубль), круглым сиротам, потерявшим обоих родителей (более чем на 400 рублей), родителям и вдовам погибших военнослужащих (в среднем на 652 рубля).

С 1 февраля 2002 года произведена индексация базовой и страховой частей трудовой пенсии на 6,5%. Размер увеличения пенсий составил от 43 до 155 рублей в зависимости от категории пенсионеров.

Гуманитарная помощь

ТОВАРЫ весом около 8,2 тыс. тонн и стоимостью около 9,1 млн. евро направлены из 23 стран для распределения в 48 субъектах Российской Федерации. Это позволило решить отдельные проблемы социальной сферы из внебюджетных источников, а в ряде случаев снять социальную напряженность в регионах.

Кроме того, в рамках реализации программы гуманитарной помощи Северному Кавказу в первой половине 2002 года предоставлена международная гуманитарная помощь общим весом 1446 тонн на сумму около 650 тыс. евро.

Около 600 млн. рублей, поступивших от представительства Европейского союза в Российской Федерации по использованию средств, получаемых от реализации продовольствия, поставляемого Европейским союзом, направлены на оплату счетов за изготовление и приобретение оборудования и товаров для учреждений по социальной реабилитации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.

Еще 11,6 млн. рублей направлены на закупку и поставку оборудования для облегчения ухода за больными в тяжелом состоянии пожилыми лицами и инвалидами старших возрастных групп, находящимися на государственном стационарном социальном обслуживании.

Смотрите также: