Свой парень, или Один из нас

   
   

Мечта звала его в море. Случайность привела его в кино. Москвич из профессорской семьи стал "своим парнем" для миллионов зрителей. Он был идеалом друга для мужчин и идеалом мужчины для женщин. С молодости и до седых волос близкие друзья, случайные приятели и вообще незнакомые люди называли его по имени - Жора. Ведь у друзей и любимых отчества не бывает.

С корабля на бал

МОРЯКОМ Жора Юматов хотел стать с детства. С прицелом на флотскую карьеру усиленно занимался спортом и в 1941 году стал курсантом военно-морской школы. Война сильно сократила сроки обучения. Уже в 1942-м Юматов "прорвался" на фронт. Ходил на торпедных катерах, сначала юнгой, потом рулевым. В составе Азовской и Дунайской флотилий брал Измаил, Бухарест, Будапешт и Вену. Когда получал очередную награду - медаль Ушакова, не мог и предположить, что спустя десяток лет сыграет в фильме Ромма о знаменитом русском флотоводце.

Актерская карьера началась со случайной встречи с Григорием Александровым, который пригласил фактурного морячка сыграть крошечный эпизод в фильме "Весна". Юматов возникал в дверях гримерной с единственным словом - "Разрешите?". "Так элегантно и тактично в кинематограф не попадал никто, - вспоминал позже сам режиссер, - даже разрешение попросил!"

Когда Сергей Герасимов набирал во ВГИКе свой первый курс, Александров порекомендовал ему Юматова. Послушав новичка, мэтр вынес вердикт: "Мне его учить нечему! Самородок!" Герасимов сам отвел Жору в Театр киноактера, а позже взял в свою картину "Молодая гвардия", где играл почти весь его курс. С "Гвардии", которая стала путевкой в жизнь для многих знаменитостей, и началась настоящая кинокарьера Юматова.

Актер и его Муза