Господь каждого вознесет в свое время.

   
   

С петровских времен в храмах Смоленска отпевают самоубийц

С ОТЦОМ Михаилом, настоятелем одной из самых красивых церквей Смоленска, церкви Архангела Михаила, построенной в XII веке и устоявшей и при монголо-татарах, и при Наполеоне, и при фашистах, я встретился, чтобы разузнать, правда ли, что в славном городе-герое, с благословения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, отпевают самоубийц. Батюшка начал повествование издалека:

- Жизнь наша с каждым годом становится все круче и круче. Человек, не шибко верующий или не верующий вовсе, запросто может заблудиться в этой жизни. Уволили его, к примеру, с работы, детям дома есть нечего, за квартиру платить нечем, газ отрезают, свет отключают, телефон обрывают, плюс ко всему воры влезли в квартиру, последние вещи вынесли - вот и дошел человек до грани. Взял и, недолго думая, в окошко сиганул. Или другому сказали - рак у тебя. Врачи крест поставили: ничем помочь не можем, иди домой, помирай. И он тоже в окошко - шасть. Верующий человек так никогда не поступит. Пойду-ка я в церковь, подумает он, помолюсь, исповедуюсь, причащусь. Да поразмышляю над своей жизнью: где согрешил, чем Бога прогневал. И вполне может статься, что через какое-то время врачи, махнувшие на него рукой, скажут: да у тебя, оказывается, братец, грипп был, а не рак. Не один, не два таких случая знаю. Многие ведь как живут? Только на свои силы полагаются. Я самый сильный, я самый здоровый, я все могу. Да чего ты можешь? Завтра палец прищемишь и будешь ходить как неживой или вообще с постели не встанешь. Язык на сторону откинешь - и все. Ну, так? Верят в черных кошек, в пустые ведра, но не в Бога.

- Отец Михаил, мы же о самоубийцах собирались поговорить.

- А мы о чем говорим? Вот ты мне скажи: отрекись от Бога. А я тебе отвечу: с какой стати? Да мы все к нему придем рано или поздно. На медали времен Русско-японской войны очень умные слова отчеканены: "Господь каждого вознесет в свое время". И не надо ни о чем волноваться. Сколько тебе Господь отпустит, столько и проживешь. Ну, так? Смолоду-то мы прыгаем, скачем и чхать нам на все, а чуть становимся старше - начинаем задумываться, почему так, а не этак и что нас ждет в будущем.

- Ну почему же, я с детства задумывался...

- В детстве надо было в "чижика" играть. Раньше-то мы как жили? Школу окончил, хочешь - дальше учись, хочешь - работать иди. С голоду в любом случае не умрешь. А сейчас? Выучился даже - вот тебе свободный диплом, ступай на все четыре стороны, устраивайся, как сумеешь.

- Отец Михаил, так отпевают в Смоленске самоубийц?

- Второй час тебе об этом твержу, а ты никак понять не можешь. Неверующий человек, попав в безвыходную, по его разумению, ситуацию и наложивший в отчаянии на себя руки, не ведает, что творит. Таких людей отпевают в Смоленске еще с петровских времен. Ибо триста лет назад было смоленскому архиепископу откровение Божье, что можно таких людей поминать и отпевать один день в году, в Семик. И только в Смоленской епархии.

- С петровских времен? И по сей день это в силе?

- Да, до сих пор к этому дню присылают записки со всей страны.


Из "Настольной книги для священнослужителей", составленной преподавателем Харьковской духовной семинарии С. Булгаковым в 1900 г.

В ПРЕЖНЕЕ время в больших городах или в Москве был обычай совершать обряд погребения всех умерших несчастною смертию в четверг седьмой недели по Пасхе. Для этой цели за городом отводились особые места, называвшиеся убогими домами. На убогих домах устраивались сараи с одной большой могилой. Сюда свозились тела всех умерших насильственной или внезапной смертью и потому не воспользовавшихся перед кончиной молитвами и танствами Церкви. Здесь же полагались тела казненных, утонувших, сгоревших, замерзших, погибших от убийц, странников, нищих и вообще всех, не принадлежавших ни к какому приходу и потому не нашедших себе места ни на одном из приходских кладбищ. В 1619 году патриарх Филарет приказал хоронить на убогих домах также тех, "которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или купаючись утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собой учинят". Патриах Адриан несколько ограничил это правило Филарета: "Самоубийц и убитых за разбой и воровство не класть на кладбищах и убогих домах, но зарывать в лесу или в поле без поминовения в Семик*"

* Семик - четверг 7-й недели по Пасхе.


Каждому дан крест за его грехи

Не все священнослужители разделяют оптимизм по поводу отпевания самоубийц в храмах Смоленска. Вот мнение одного из батюшек, который попросил не указывать его имени:

- Самоубийство - страшный, непоправимый грех. Испокон веков самоубийц на Руси не хоронили не только в ограде кладбища, но и поблизости. И только в нашем веке их стали сначала потихоньку "приближать" к кладбищу, а потом и вовсе всех подряд нести на погост.

Почему так строго Православная церковь подходила к людям, решившим добровольно уйти из жизни? Жизнь дается человеку Всевышним, какое же право имеет человек так поступать с этим бесценным даром?

Конечно, бывают исключения. Так, нельзя считать самоубийцей человека, признанного душевнобольным. Терпимо надо подходить к спорным, юридически не доказанным случаям, когда до конца не выяснено, убили человека или он сам покончил с собой. Также нельзя считать самоубийцами солдат, которые во время войны, дабы избежать плена, последний патрон оставляли для себя. И уж никак не самоубийцы те, кто жертвует собой, спасая ближнего. "Блаженны те, которые душу свою полагают за других".

Невозможно представить, что творится в душе отчаявшегося, затравленного тяжелейшими обстоятельствами или безнадежно больного человека. И не нам его судить. Но... "Каждому дан крест за его грехи". Это значит, что ни один наш поступок, как хороший, так и плохой, не остается без последствий. Однако Господь - и это должен знать каждый, стоящий на пороге отчаяния, - никогда не наказывает человека сверх его сил. Крест, выпавший на долю того или иного человека, пусть с великими страданиями, МОЖНО и НУЖНО нести.

Смотрите также: