Вернем Дзержинского на Лубянку (часть 2)

Продолжение. Начало в N 8.

Память и памятники

   
   

ТРИ века правила династия Романовых, и где бы ни был царь, хотя бы проездом, там оставались проспект Николая I, бульвар Екатерины, площадь Александра. Паровым катком прошли по ним коммунисты, выкорчевали, сровняли с землей. Сейчас это в большинстве улицы (площади) Ленина, Коммунистические, Советские.

Но и теперь, когда начинаем возвращать исконные имена, царскую историю мы обходим - верные мы ленинцы.

Ну а сама-то сталинская эпоха? Сколько их было возведено, монументов вождю, - тьма.

А взгляните на Россию глазами потомков. Там - "Медный всадник", там - памятник Екатерине, виднеются и купола. Меньше, чем было когда-то, но все-таки есть. Сталина - нет. Где они, бесчисленные статуи большевистских вождей - языческую бабу отыскать легче.

Выходит, большевики в сравнении с демократами - сущие ангелы?

Оттуда, из будущего, ведь и не разглядеть, что памятники Сталину рушили не демократы - как раз сами коммунисты.

Вопрос не в Сталине и не в Дзержинском. Вопрос в вымарывании памяти об эпохе, носителями которой эти памятники являются. Эпохе, потрясшей человеческую историю до основания.

Ветры истории

ДАЖЕ не разрушаемые специально разрушаются памятники ветрами истории и безвозвратно гибнут. Потом через тысячи лет, если повезет, откопают их археологи с горящими от свалившегося счастья глазами. Но какими словами будут поминать нас потомки, откапывая через столетия саркофаг с мумией Сталина? С тем, что от нее останется.

Сейчас эти ветры истории разрушают Мавзолей - единственную оставленную социалистической эпохой пирамиду с мумией большевистского фараона. Вот-вот исчезнет на наших глазах. А египетские - стоят!

ОНИ разрушили храм Христа Спасителя, теперь мы восстанавливаем его, ведь повезло: не стерлась до конца память, сохранилась в каких-то там чертежах, рисунках. Теперь МЫ занесли кувалду над ИХ храмом - мы такие же варвары.

В Мавзолей ОНИ шли молиться...

Скажите, Ленин, мы - каких Вы ждали, Ленин?!
Скажите, Ленин, где победы и пробелы?
Скажите - в суете мы суть не проглядели?..
Нам часто тяжело. Но солнечно и страстно,
прозрачное чело горит лампообразно.

Читали в семидесятых с друзьями-офицерами. Была вера, за которую миллионы, не раздумывая, готовы были отдать жизнь.

Был культ, на всех заметных местах возвышались статуи вождей - коммунистических богов.

Была своя Библия - учение марксизма-ленинизма.

Были и святые мощи - не иссякала река людская к Мавзолею.

Выдавливаем раба

ПЛЮРАЛИЗМ, толерантность - терпимость, в конце концов можно и по-русски сказать - если к нам и придут, то только когда станут рядом Александр III и Ленин, Сталин и Николай II.

Но что-то уже меняется. В Москве, на Калужской площади, по соседству с Главным Лениным всея Руси встала часовня. Не взрывают...

А что стоит наша история без Сталина? Обворованная на целую эпоху?

Нам, видно, еще только предстоит научиться быть хозяевами страны со всем ее прошлым. Когда ОНИ вернутся на свои места, тогда мы, может быть, начнем от прошлого не отнекиваться, а раздумывать над ним.

Музей Ленина

МУЗЕИ Ленина были для коммунистов храмами. Они туда шли утвердиться в вере, шли выверить свою жизнь, шли, чтоб услышать: "Верным путем идете, товарищи". Там, где не было музеев, роль святилищ выполняли ленинские комнаты.

Мы закрыли его, музей Ленина. Лживый, действительно, музей. Теперь в эти залы придет историческая правда. Воспитанные на этой правде потомки будут смотреть на Ленина иными глазами, совсем иными, чем наши горящие взгляды комсомольцев 30-х или 50-х годов в том закрытом нами музее Ленина.

Что поймут они в этом новом, правдивом музее Ленина - а он обязательно будет, этот новый, исправленный музей Ленина, придет ему черед, слишком уж выдающаяся личность.

Кем в том музее предстанут Корчагины и Матросовы, эти бесстрашные бескорыстные романтики, начисто отказавшиеся от личной жизни ради них, пришедших в эти залы сейчас? Те, свято верившие, что

Мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков.

Чтобы понять ИХ, надо суметь увидеть мир ИХ глазами.

У нас сейчас другой Ленин, не тот, которым видели его ОНИ.

У нас сейчас другой Сталин, другой Дзержинский. Они стали в наших глазах другими за какие-то последние 20-30 лет.

Но где-то же должен храниться образ Ленина, такого, каким его видели Корчагины и Матросовы? Потомки должны иметь возможность взглянуть на Ленина ИХ глазами.

Нет, представляется, лучше способа, чем сохранить музей Ленина в первозданном виде, сохранить навсегда.

Впервые, может быть, в истории поместить в музей не отдельный экспонат, а музей целиком как экспонат музея истории. И пусть коммунисты принимают там в комсомол, в пионеры - надеюсь, этого будет все меньше.

Музей В. И. Ленина надо воссоздать, восстановить, пока еще не стерлась живая память, пока живы еще его бывшие сотрудники, - восстановить, как восстановили мы храм Христа Спасителя. И табличку повесить: "Памятник культуры социализма. Охраняется государством".

Вот там, сравнивая знания о Ленине, полученные в школе, из книг, с экрана телевизора, с тем, что они видят в музее Ленина, созданном при социализме, потомки, быть может, смогут ИХ понять.

Это бесценный памятник нашей истории. Как Колизей для Рима, как Парфенон для Греции.

С историей у нас, конечно, не все в поряде. А где в порядке? И Колизей перед потомками не безупречен, но ведь не разрушают.

С каким священным трепетом приближаемся мы сегодня к языческой бабе, и Бога благодарим, что сохранил ее для нас, что не все разрушено.

Переписывают историю коммунисты. Они десятилетия восхваляли убийцу царской семьи, сделали его персональным пенсионером, лечили в кремлевской больнице, но, упуская власть, успели уничтожить ипатьевский подвал - посыпали песочком место злодеяния.

Стараются коммунисты, понятно, - но мы-то почему им помогаем?

Офицерам ФСБ приятно

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, заместитель председателя Государственной думы

Я "ЗА"! Если уж памятник поставлен, то снимать его нельзя. Поставили его - плохо, но сносить было вдвойне плохо: нельзя так разрушительно относиться к культуре. Русское слово "памятник" - от слова "память", а память есть, так что пусть Дзержинский стоит. У нас даже памятник американскому журналисту Джону Риду и то стоит, а Дзержинский чем хуже? Его надо восстановить хотя бы потому, что офицерам ФСБ приятно смотреть из окна на памятник своему основателю. А если кому-то это не нравится, не ездите через Лубянскую площадь!

Памятник - это непринципиально

Сергей РЕШУЛЬСКИЙ, депутат Государственной думы

Меня бы устроило любое решение. Я считаю, что гораздо большего внимания заслуживают не памятники, не символы, а реальное положение дел в стране. В то время когда у людей нищенская жизнь, когда нет никакой перспективы, когда силой отобрали право на референдум, дискуссии о памятниках кажутся мне непринципиальными. Мне близки слова Маяковского: "Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм".

Пусть памятники молчат

   
   

Ирина ХАКАМАДА, заместитель председателя Государственной думы

Я против разрушения и насильственного сноса памятников, но их возвращение еще хуже. Памятник Дзержинскому слишком большой символ для России, его восстановление дает понять, что время политических репрессий может вернуться. Это сигнал и тем, кто хотел бы их возобновления, и тем, кто пережил их сам или через своих предков, кто до сих пор испытывает огромный внутренний страх оттого, что не чувствует в обществе гарантии необратимости реформ. Поэтому восстановление памятника Дзержинскому было бы политически очень вредным шагом. Ведь когда памятники стоят, они молчат. Они начинают говорить, когда двигаются.

Возвращаться нельзя

Владимир ПЕХТИН, депутат Государственной думы

Сносить не надо было. Между тем, раз уж так случилось, снова менять решение не следует: стоит он сейчас на Аллее памятников у Дома художника, пусть там и остается. Должен сказать, что я нормально отношусь к Дзержинскому, считаю, что неоднозначность его личности во многом была обусловлена очень сложной и противоречивой политической ситуацией в стране. Но перетаскивать памятник с места на место каждые десять лет - только дать повод в очередной раз посмеяться над собой. Не зря в народе есть примета: если вышел из дома, возвращаться уже нельзя - пути не будет.

Продолжение темы в следующих номерах "АиФ. Долгожитель"