"Пожалуйста, не стреляй, это я!"
ШКОЛУ Нина закончила в 1944 году в эвакуации на Урале (вместе с ней учился Анатолий Алексин, ставший впоследствии известным детским писателем) и мечтала стать артисткой. Однако ее учитель математики - она хорошо решала задачки - посоветовал выбрать профессию инженера: мол, посредственных артисток пруд пруди, а толковых инженеров - единицы. Нина была послушной девочкой и, вернувшись из эвакуации в Москву, поступила в МАИ, на самолетостроительный факультет. Институт был военизированный, поэтому по ночам студенты должны были его охранять, как самый настоящий военный объект. Вместе с Ниной чаще всего ночную вахту несла ее подруга по прозвищу Цыпленок, и когда Нина, заслышав чьи-то шаги, грозно произносила: "Стой, кто идет, стрелять буду!" - Цыпленок бежала к ней и с неподдельным ужасом кричала: "Пожалуйста, не стреляй, это я!"
Рассказывает Нина Марковна: "Деканом факультета была изумительная женщина - Дина Натановна Егорова, мама ставшего в будущем известным режиссера Юры Егорова. Именно Юра, уже дипломник, однажды сказал мне, первокурснице: "Что ты здесь делаешь? Давай вместе со мной во ВГИК, Козинцев как раз набирает группу". С большим трудом мне удалось забрать документы из МАИ. Однако на режиссерский я не поступила: профессор ВГИКа Голданский объяснил, что не женская это профессия - быть режиссером, и посоветовал поступать на сценарный факультет". Против того, чтобы стать сценаристом, Нина ничего не имела. Более того, в конце войны она всерьез подумывала поступать в Литературный институт. Ее папа даже ходил туда, чтобы навести необходимые справки, и, как на грех, увидел там солдата, который целовался на институтском подоконнике с молодой девушкой. Папа вернулся домой с вытаращенными глазами и сказал, что его дочь никогда не будет учиться в вертепе, где средь белого дня такое происходит.
"С такими фамилиями мы на "Мосфильм" не пускаем"
НА ТРЕТЬЕМ курсе студенты-вгиковцы проходили практику на "Мосфильме". Небольшими группками их отправляли по всему Советскому Союзу "изучать жизнь". Нина попала на Украину, в колхоз, председателем которого был некто по фамилии Дубовицкий, задумавший создать первую на Украине коммуну. Он снес все хаты, построил огромный трехэтажный дом и поселил в него всех колхозников. Позже коммуна развалилась и все из этого дома разбежались. Девушке Дубовицкий запомнился не только своими революционными новациями, но и тем, что лояльно относился к евреям. Для того времени это было удивительно: Нина Каспэ, сама еврейка, много горя и несправедливости хлебнула из-за своей национальности.
После окончания ВГИКа ее пригласили работать на "Мосфильм". Заместителем министра культуры был в то время некто Саконтиков. На выпускном балу во ВГИКе он весь вечер танцевал с Ниной, которая к тому времени уже была замужем и вела себя достаточно скромно. Тем не менее ей было лестно, что замминистра обратил на нее внимание, и в Госкино на распределение она шла, уверенная, что ее направят на "Мосфильм". Увы, этого не случилось: товарищ Саконтиков бросил на девушку холодный взгляд и сказал: "Людей с такими фамилиями, как ваша, мы на "Мосфильм" не пускаем".
"Хочу все знать" - мое детище