Война в Ираке - нам убытки

   
   

Сначала - экономика

ТО, ЧТО война в Ираке преследует прежде всего экономические интересы, было ясно задолго до ее начала. Еще в Совете Безопасности ООН вовсю шли дебаты о возможности предотвращения войны, а официальный Вашингтон уже объявил конкурс на восстановление послевоенного Ирака. В первую очередь - нефтяной промышленности. Если учесть, что "страна-изгой" 12 лет находилась в экономической блокаде и оборудование на нефтепромыслах изрядно устарело, капиталовложения потребуются немалые. Не считая того, что затраты на саму военную операцию изначально планировались в размере десятков миллиардов долларов, а уже на шестой день ее проведения администрация Буша решила запросить у конгресса 75 млрд. долларов дополнительно.

Ясно, что окупить такие затраты в короткие сроки невозможно. Но у Вашингтона, судя по всему, планы носят стратегический характер. В случае победоносного завершения войны у него появится гораздо больше возможностей влиять на политику стран ОПЕК. Кроме того, Ирак обладает вторыми по величине нефтяными запасами в мире, отставая по этому показателю лишь от Саудовской Аравии. По расчетам, при нынешних темпах добычи нефти только эксплуатируемых месторождений хватит еще на 129 лет - дольше, чем в любой другой стране. Для сравнения: российские месторождения иссякнут уже через двадцать лет.

Нефть, нефть, нефть...

СОБСТВЕННО говоря, поэтому война в Ираке сильно затрагивает интересы нашего государства, известно, насколько наша экономика зависит от мировых цен на нефть. Но возможные экономические последствия для России следует рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах. Первый из них связан непосредственно с двусторонними российско-иракскими отношениями, имеющими довольно длительную историю. До последнего времени в Ираке работали российские нефтяники. В частности, компания "Зарубежнефть" осваивала месторождения Киркук и Западная Курна-2, имела контракты на поставку оборудования. Активно внедрялся в разработку иракских месторождений нефти "ЛУКОЙЛ". Все это может остаться в прошлом: американцы в случае победы в войне будут воспринимать иракские запасы нефти как свои собственные и не захотят ими ни с кем делиться. И меньше всего - с Россией, которая активно выступила против войны в Ираке.

Ясно, что пострадают интересы российских строителей, которые до последнего времени активно работали в Ираке. Так, только акционерное общество "Энергопром" имеет там контракты на сумму свыше 50 млн. рублей. В частности, уже изготовлено, но не поставлено оборудование стоимостью 1 млн. рублей для реконструкции тепловой электростанции "Дора". В аналогичной ситуации оказалось государственное унитарное предприятие "Технопромэкспорт", которое строило возле Багдада теплоэлектростанцию "Юсифия". Если даже эти и другие объекты не будут разрушены, в послевоенном Ираке, вероятнее всего, их будут завершать уже другие строители.

Такси не будет