Опять из головы выскочило, или о проблемах с памятью у пожилых людей

   
   

Было время, когда исследователи были уверены, что стоит им найти участок мозга, ответственный за память, как они легко проникнут во все ее тайны. Газеты даже писали, что очень скоро можно будет, проглотив, например, горстку высушенных клеток каких-нибудь членистоногих, мгновенно и радикально улучшить память. Увы, чем больше исследователи изучали мозг, тем больше перед ними открывалось новых загадок.

Старики помнят все

ТРУДНОСТИ усугубляются тем, что человек - не подопытная белая мышка, и нельзя ковыряться скальпелем в его мозге даже во имя прогресса науки. Поэтому исследователям приходится изучать больных с травмами головного мозга или получивших ранения в голову. У нас этим занимался в свое время крупный ученый-нейробиолог А. Лурия, у американцев - Х. Л. Тойбера из Массачусетского института технологии. Именно они и многие другие исследователи установили, что память не имеет четко очерченной локализации в мозге, что в процессах запоминания и воспоминания участвует множество разделов мозга, образующих сложнейшие связи.

Так, например, выяснилось, что участки мозга, ответственные за оперативную или краткосрочную и долгосрочную память, находятся в разных местах. Пожилые люди хорошо знают разницу между этими двумя видами памяти. Они часто забывают то, что только что слышали, видели или читали, но прекрасно помнят свои детство, юность и зрелые годы. Некоторые ученые предполагают, что при этом и оперативная и долгосрочная память у них в полном порядке, нарушена лишь передача данных, полученных оперативной памятью, в долгосрочную. Американский физиолог Пенфилд считает, что происходит это из-за недостаточного кровоснабжения (обычно вызванного атеросклерозом) гиппокампа - части мозга, через которую осуществляется эта передача. Кровь несет кислород, а даже краткосрочный перебой в снабжении мозга кислородом ведет к необратимым последствиям.

Но все это касается незначительного ослабления памяти, связанного с возрастом. Мнение о том, что все старики все забывают и ничего не могут вспомнить, - чистейший миф. По данным американского Университета Джона Хопкинса, как минимум 80% пожилых и очень пожилых людей полностью сохраняют память и все умственные способности. История знает тысячи примеров, когда даже очень пожилые люди демонстрировали блестящие умственные способности, например художник Пикассо, дирижер Артур Тосканини, академик Лихачев.

Болезнь, а не дурной характер

ДРУГОЕ дело - болезнь. К сожалению, иногда память пожилых людей становится жертвой деменции, тяжелых инсультов или болезни Альцгеймера, при которых поражаются нервные клетки головного мозга. Болезни эти, причины которых до сих пор окончательно не выяснены учеными, могут наступать стремительно, а могут атаковать жертву медленно, на протяжении лет. И не только врачам, даже членам семьи не всегда очевидно, когда небольшое ухудшение памяти превращается в тяжелую болезнь, которая не только разрушает память, но и характер, делая больных буквально несносными для окружающих. Однако помните, что они в этом не виноваты. Это болезнь, а не дурной характер. Больных деменцией или болезнью Альцгеймера нельзя оставлять одних (они могут забыть, что включили плиту, положили незагашенный окурок на, скажем, газету, или вообще уйти из дома, не помня своего адреса).

Больницы наши держать таких больных, как правило, не хотят, пристойных домов для престарелых, особенно больных, явно недостаточно.

Что же остается делать?

До недавнего времени врачи были практически бессильны перед лицом деменции и болезни Альцгеймера, но нынче атака на них идет полным ходом во многих лабораториях и больницах мира. Надежды в основном связаны с применением так называемых стволовых клеток. Эти клетки, называемые учеными "ремонтным материалом на все времена", способны при определенных условиях превращаться в нервные, костные, мышечные, кровяные клетки. А так как деменция, последствия тяжелых инсультов и болезнь Альцгеймера и есть как раз поражение нервных клеток мозга, стволовые клетки и должны стать главным инструментом "ремонта" пораженного мозга.


Учимся быть пунктуальными

Мы побеседовали с профессором Игорем ОШАРИНЫМ, заведующим кафедрой физиологии человека МГУ, которого попросили рассказать о проблемах памяти у пожилых людей.

- Скажите, профессор, всегда ли ослабление памяти у пожилых людей свидетельствует о серьезном заболевании?

- Ни в коем случае. Наоборот, в абсолютном большинстве случаев процесс этот вполне естественный. Мало того, практически каждый человек может бороться с ослаблением и даже добиться улучшения своей оперативной памяти. Например, установлено, что кофе чрезвычайно эффективно действует на улучшение памяти. При этом ни в коем случае, подчеркиваю, ни в коем случае нельзя увлекаться им. Одна чашка не очень крепкого кофе значительно улучшает запоминание. Но не думайте, что две чашки дадут двойной эффект. Скорее наоборот.

Очень важна для запоминания так называемая ассоциативная память. То есть когда запоминание не нейтрально-механическое, а связано с какими-то эмоциями, желательно положительными. Поэтому, наверное, нечто приятное запоминается лучше, чем неприятное.

Ослабевшей памяти можно и нужно помогать суперорганизацией жизни. Я не имею в виду только что-то записанное на клочке бумажки. Даже записав что-то, вы, скорее всего, не вспомните, куда сунули эту бумажку, и вместо помощи получите дополнительный раздражитель. Суперорганизация требует серьезного обдумывания. Пользуйтесь карандашами разного цвета, всегда кладите самонапоминание на одно и то же место, желательно такое, которое будет у вас перед глазами как можно чаще. Причем кладите сразу же после того, как что-то записали, не откладывайте ни на минуту. Пусть это станет вашей привычкой.

В суперорганизацию входит не только написание напоминаний самому себе. Важно стараться внести неуклонный порядок во все, что вы делаете, от того, где вы оставляете свои вещи, до списка того, что нужно сделать завтра.

Конечно, пунктуальность - далеко не самое распространенное свойство нашего национального характера, но ничего не поделаешь, пожилым надо учиться быть пунктуальными.

Огромную роль играет тренировка памяти. Строго говоря, ее следует начинать лет с сорока, но сделать это никогда не поздно. Не придумывайте ничего сверхсложного. Возьмите и прочтите несколько пушкинских строк (конечно, можно взять и другого поэта, просто пушкинская поэзия кажется мне лично особенно благозвучной). Прочтите еще раз, но обязательно вслух, причем не стесняйтесь сделать это "с выражением". Попробуйте повторить, не глядя в книгу. Не получилось? Не падайте духом. Проделайте то же еще раз и проверьте через какое-то время, что вы запомнили. Уверяю вас, что это простое средство дает прекрасные результаты, нужно лишь быть терпеливым и настойчивым. Зато, отчеканив без ошибки "Приветствую тебя, пустынный уголок", вы получите истинное удовлетворение.

Ну и, наконец, пожалуй, главное. Для пожилых людей очень важно найти какое-то дело по душе, начиная от самого простого - возни с внуками - до благотворительности или просто посильной работы. Причем под благотворительностью я не имею в виду многотысячные пожертвования. Увы, абсолютному большинству это просто не под силу, точнее, не по карману. Можно просто предложить свои бесплатные услуги и школе, и детскому саду, где вы сможете и рассказать что-то ребятам или просто помочь перегруженным учителям и воспитателям.

- Вы абсолютно правы, профессор. Я знакома с замечательной женщиной, которой больше восьмидесяти и у которой позади огромная и сложная жизнь, - доцентом Дипломатической академии Зоей Зарубиной, которая находит силы и время помогать нескольким детским домам. Другая моя знакомая - врач Юлия Меркушева, - которой за семьдесят, ведет кружок "Юный медик" и дает бесплатные консультации в поликлинике, в которой проработала четверть века.

- И как у них с памятью?

- Физически обе они не очень здоровы, но память великолепная.

- Вот об этом-то как раз я и говорю. Многие исследователи считают, что работа улучшает память у пожилых раз в десять-пятнадцать по сравнению с теми, кто не работает.

Радикально вылечить мозг, пораженный тяжелым инсультом, деменцией или болезнью Альцгеймера, мы, к сожалению, еще не можем. Но замедлить и облегчить течение этих болезней врачи уже умеют, и в их распоряжении есть целый набор новых препаратов.

Важно вовремя обратиться к врачу. Надо преодолеть в себе нелепую дикарскую боязнь психотерапевта. Болезни, о которых мы говорим, хоть и тяжелые, но стесняться их не следует. Важно начать лечение как можно раньше, а при болезни Альцгеймера это может иметь решающее значение.

Смотрите также: