Найдите праведника!

   
   

Звучит музыка, на сцену под свет прожекторов, смущаясь, выходят люди: очень пожилые и среднего возраста, даже совсем молодые. Простые русские люди. Посол Израиля благодарит их от имени еврейского народа, вручает почетные дипломы и медали.

Что они сделали?

ВЫСОКОЕ звание "Праведник Мира" присваивается израильским институтом Яд ва-Шем гражданам разных стран в знак благодарности и глубочайшей признательности еврейского народа тем, кто, рискуя собственной жизнью и жизнями своих близких, спасал евреев в годы фашистской оккупации. С приходом к власти Гитлера в 1933 году, антисемитизм стал государственной политикой Германии. Глобальный план преследования и уничтожения всего еврейского населения на оккупированных территориях проводился нацистским режимом с особой немецкой пунктуальностью и последовательностью. Этому всепожирающему молоху еврейский народ отдал шесть миллионов жизней, полтора из них - дети.

Многие, слишком многие европейцы, видя творящиеся зверства, хранили молчание либо избирали позицию невмешательства, даже сотрудничали с убийцами. Но находились и такие, кто не хотел молчать. Израиль возвел увековечение памяти об их благородстве в ранг государственной политики, ибо, как гласит древняя мудрость: "Спасший одну жизнь - спасает весь мир".

В России поиском праведников занимаются совсем недавно, пока найдено всего около 80 человек. Это явно только самая "верхушка айсберга". За 4 военных года на захваченной территории нашей страны фашисты уничтожили более двух миллионов евреев из приблизительно трех, ранее там проживавших. А скольких их смогли спасти простые люди? Как мало мы об этом знаем!

Интернационализм, усиленно пропагандировавшийся нашим государством до недавнего времени, повелевал не отличать погибших по национальности, не афишировать страдания одной отдельно взятой нации, все мы, как известно, были "единым советским народом" (а по сути - "иванами, не помнящими родства"). Мы были отделены от прочего мира за "железным занавесом", не позволявшим международным организациям вести здесь ту работу, которая широко развернулась в мире. Это там пережившие ужасы нацизма были эталоном мужества. А у нас попавших под оккупацию считали людьми второго сорта. Как унизительно было писать в анкетах: "Находился на оккупированных территориях" - только за это могли не принять в комсомол, не пустить в турпоездку, не поставить в очередь на жилье! Где уж тут вспоминать о помощи кому-то когда-то оказанной... Забыть, забыть то, что довелось увидеть! Не вспоминать!

А еще, как это ни странно, причина того, что "Праведников мира" у нас так мало, лежит в позиции этих самых "простых героев". Ведь они, с их точки зрения, не делали ничего исключительного! Вот грудью на амбразуру - это да, это подвиг! Вот в пике на вражескую танковую колонну - разумеется, героизм! А спасти еврейскую женщину с детьми - так это ж попросту, по-людски, что тут такого... Удалось, прикрыли, переправили в безопасное место, и слава Богу! Нечего болтать, нечем хвалиться! Так бы мы об этом ничего и не узнали, если бы не изменилась наша жизнь, не появились "подвижники поиска", подобные Виктору Ильичу ГИТЛИНУ.

Хранители памяти