ОДНИМ из наиболее известных церковных обрядов является молитвенное поминовение. Именно с помощью этого ритуала верующие испрашивают у Господа благодать для своих родных и близких. При совершении поминовения нужно соблюдать ряд правил, закрепленных многовековой традицией в общецерковном и богослужебном укладе.
Поминовения (записки о здравии и душевном спасении близких и о блаженном упокоении усопших) подаются прихожанами за свечной ящик - место при входе в церковь, предназначенное для продажи свечей, икон, нательных крестов и для оформления треб. Записки бывают "простые" и "заказные". Упомянутый по имени в "простой" записке человек поминается общей церковной молитвой перед началом главного богослужения Православной Церкви - Божественной Литургии, свершаемой в утреннее время. Перед началом службы записки передаются в алтарь, где священнослужители прочитывают их вслух - поминают. Если записка "заказная", то при этом еще вынимают частицы из просфор - небольших двучастных хлебцев с изображением Креста. В конце Литургии эти частицы погружаются в чашу с Телом и кровью Христовой. Священник произносит над чашей: "Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Частною Твоею Кровию молитвами святых Твоих", так душам поминавшихся дается особая Божия благодать. Нужно помнить, что записки подаются до начала Божественной Литургии, так как поминовение за службой совершается до определенного, канонически обозначенного момента - Херувимской песни ("Иже херувимы").
Кроме обычных записок в церкви можно заказать сорокоусты (40-дневные молитвы), а также полугодовые, годовые и "вечные" (пока действует храм) поминовения.
Существуют специальные правила написания церковных записок. В начале записки изображается восьмиконечный крест, ниже пишется: "О здравии" либо "За упокой". В записках можно указывать лишь имена людей, крещенных в Православной Церкви; в записках об упокоении нельзя писать имена самоубийц и имена усопших, причисленных к лику святых: святые сами молятся за нас Господу.
В записках пишутся только имена поминаемых в родительном падеже: "О здравии (упокоении) - (кого?) - Иоанна, Марии". При этом имена нужно писать полностью, в их церковно-книжной форме: например, не "Алексей", а "Алексий", "не "Светлана", а "Фотиния" и т. д. Егор и Юрий, крещенные под именем Георгий, также поминаются под своим церковным именем. Правда, с апреля 1992 года, когда в сонме святых был прославлен мученик Юрий, мужчины могут быть крещены и под этим именем.
Существует и специальная "иерархия поминовения". Первыми в записках пишутся имена епископов, потом - священников-иноков, священников, дьяконов, монахов, монахинь, далее - мужчин, женщин, отроков (старше 7 лет), девиц и отроковиц, имена младенцев мужеского и женского пола (до 7 лет). По желанию можно внести в записку уточнения: перед именем священника написать "иерей", перед именем ребенка - "младенец" или "отрок", перед именем военнослужащего - "воин". В записках о здравии больного принято писать "болящий", а перед именами скончавшихся насильственной смертью - "убиенный". Перед именем усопшего до сорокового дня следует писать "новопреставленный". Подобные уточнения могут быть написаны в сокращенном виде.
Записки мы пишем, чтобы испросить Божественной благодати для своих ближних. Приносимые же верующими пожертвования (например, мука для просфор, масло, вино - "Кагор") и зажигаемые перед иконами свечи - наша жертва Господу, символ нашей любви и преданности. Это нужно в первую очередь нам самим. За нашу жертву, за умение и волю ограничить себя в благах земных, Господь сторицею воздаст нам душевным спокойствием.
Смотрите также:
- Святое дело поминовения усопших . Азбука православия →
- Держащий ключи от Царства Небесного →
- Элогим →