Богом зданная обитель. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

   
   

"Бывают местности, как бы предназначенные самою природою к чему-то особенному, необыкновенному. Бывают обители иноческие, в которых все располагает к благоговейному чувству и самый воздух преисполнен благоуханием святыни. Такова местность Святой горы с Богозданной ее пещерою..." - писал о Псково-Печерском монастыре, коему нынешним августом исполнилось 530 лет, известный знаток древнерусской истории, публицист XIX столетия граф М. Толстой.

Всякий, кому довелось побывать здесь, признает, что в словах этих нет ни капли преувеличения. Вы еще идете к монастырской ограде, видите пока только известняковые холмы и раскидистые кроны деревьев, а откуда-то издалека и в то же время как будто из-под ног плывет мерный звон колоколов. Кажется, что он исходит из самого сердца земли и, устремляясь к небу, подхватывает ввысь христианские души... Что за диво такое?

"Нача Пречистая недужныя исцеляти..."

БОЛЬШАЯ монастырская звонница, поставленная в середине XVI века при игумене Корнилии, лежит в лощине, склоны которой образуют своего рода опрокинутый колокол. Они многократно усиливают звучание 13 разновеликих колоколов и, пропустив звук через пористую известняковую породу, придают ему необычные колористические оттенки. Но, конечно, не только бесподобными симфониями малинового звона славится знаменитая обитель, устроенная наподобие Киево-Печерской лавры в пещерах высокой горы под Псковом, что с незапамятных времен звалась Святой.

Чтобы почувствовать неповторимую прелесть этих мест, надо самому побывать здесь. Увидеть воочию мощные стены и приземистые башни, спускающиеся в овраг. Храмы на дне глубокой котловины. Золотые купола и кресты, которые сверху смотрятся так непривычно. Таинственные пещеры (семь подземных "улиц" различной длины), что созданы природой и трудолюбивыми руками иноков... Временное и вечное, небесное и земное тесно соединилось на этой дивной земле.

История Дома неизреченных чудес Пресвятой Богородицы (так стали называть Псково-Печерскую обитель уже вскоре после ее основания) началась в 1472 году. Тогда на Святой горе поселился священник Иоанн, коему суждено было запечатлеться в святцах под именем преподобного Ионы. Родом он был из Великого княжества Московского, одно время служил при храме Николая Чудотворца и Великомученика Георгия в древнем русском граде Юрьеве, переименованном ливонскими рыцарями в Дерпт (ныне эстонский Тарту). Когда католические инквизиторы устроили в Юрьеве безжалостное истребление православных (только в ночь на 3 января 1472 года "к вящей славе Господней" они замучили 72 русских человека, в основном женщин и детей), Иоанн вместе с семьей бежал в Псков.

Здесь услышал изгнанник, как местный житель (родом из Изборска) Иван Дементьев рубил лес в безлюдной глухомани на Святой горе и под корнями поваленного дерева обнаружил ход в землю, над которым на камне было начертано кириллицей: "Богом зданная пещера". Когда появилась надпись, никто не ведал, но в часы заутрени и всенощной доносилось отсюда стройное церковное пение. Жители окрестных сел слышали его давно и принимали за голоса ангелов. В пещере той обосновались пустынники, пожелавшие удалиться от мирской суеты, проводившие дни в посте, молитве, пении канонов и акафистов. Никаких сведений о родоначальниках псково-печерского отшельничества история не сохранила; известно лишь, что один из них, названный "первым старцем", был по имени Марк... (Кстати, ковчег со святыми мощами его посетители печерской обители и ныне могут увидеть слева от входа в "Богом зданную пещеру".)

Священник Иоанн, подчиняясь зову сердца, стал копать в песчаном холме у ручья храм, оставив жену и двух малолетних детей у Ивана Дементьева. Пока он строил подземную церковь, жена опасно заболела и скончалась. Перед смертью она успела принять монашеский постриг под именем Вассы. С этой женщиной и связано первое чудо, случившееся на Святой горе.

Иоанн похоронил ее, как и принято, в земле, вырыв могилу в "Богом зданной пещере". Но на следующее утро, гласит церковное предание, гроб "был выставлен из-под земли какою-то неведомою силою". Совершили погребение повторно - и снова гроб Вассы оказался наверху могилы. Тогда Иоанн нашел для захоронения место у входа в пещеру. Он выкопал нишу в стене и поставил там гроб, землей не засыпанный. Сам же постригся в монахи под именем Ионы и еще усердней принялся сооружать церковь...

Подземный храм

ВЫШЛА она настолько необычной, что священники Троицкого собора в Пскове поначалу отказались освящать ее. Но новгородский архиепископ признал дело Ионы богоугодным и сам 15 августа 1473 года освятил возведенный в Святой горе храм в честь Успения Божьей Матери (обряд освящения пришелся как раз на этот великий праздник). От той даты и ведет свою родословную Псково-Печерский монастырь.

Иван Дементьев, владевший святогорской землей, уступил большую часть ее для устроения вокруг церкви Богородицы монашеской обители. Тогда же в ней появилась икона Богоматери, обладавшая чудодейственной силой. Как гласит псковская летопись, "нача Пречистая недужныя исцеляти", - в храме Успения молившиеся об исцелении больные выздоравливали от чудотворной.

Обитель крепла, расширялась. Заботами государева дьяка в Пскове (на современный лад - монаршьего полпреда) М. Г. Мунехина, известного под именем Мисюрь, к 1523 году были выстроены новая Успенская церковь и храм во имя Сорока мучеников Севастийских. Иконописец Алексей Малый выполнил для печерских монахов изумительной красоты храмовую икону Успения Богоматери с житийными клеймами по полям, изображающими главнейшие события земной жизни Пречистой Девы. И этот образ стал чудотворным, ибо "начат Богородица чюдеса своя являти на человецех: исцели чернеца бесна, и отрока беснаго; на праздник же Успения жене и отроку очима прозрение дарова...". Становились на ноги паралитики, прозревали слепые, приходило выздоровление к страдавшим от падучей...

Народные целители, практикующие с помощью заговора и молитвы, утверждают, что паломничество в "Богом зданную" печерскую обитель и сегодня помогает от тяжелых недугов, например нервно-психического свойства. Главное, чтобы человек искренне верил в помощь Господа и уповал на бесконечное его милосердие...

"Смятошеся погании, побегоша из града, невидимою силою гоними бяша..."

С ПЕРВЫХ лет существования обитель на границе Псковской земли стала оплотом в борьбе против врагов Святой Руси. Она стойко выдерживала тяжелейшие осады и штурмы, предпринимавшиеся польско-литовскими ратями короля Стефана Батория, гетмана Ходкевича, пана Лисовского, шведскими армиями королей Густава-Адольфа и Карла XII. Не раз подвергался монастырь разрушениям, жестокому разграблению.

Тяжелейший урон нанесли ему гитлеровские захватчики: отступая от Печор, они вывезли в 1944 году свыше 500 бесценных произведений древнерусского искусства, хранившихся в ризнице, - иконы и оклады, старинные одежды, золотую и серебряную утварь...

Но вот преславное чудо: дерзнувших оскорбить Пресвятую Богородицу святотатственным посягательством на ее обитель кара небесная настигала с неотвратимостью рока! А монастырь восстанавливался, хорошел, приобретая от века к веку все большую известность. После Великой Отечественной войны, оставившей тяжкие раны (от фашистских снарядов серьезно пострадали стены Михайловского собора, трапезная и братский корпус), его восстановлением занимался архимандрит Пимен - будущий Патриарх Московский и всея Руси...

Первое же испытание варварством безбожников обитель претерпела от лифляндских соседей, зарившихся на псковские земли. Напав на Печоры, они разрушили и сожгли почти все монастырские строения, разграбили подземный храм Успения. По преданию, когда осквернители бесчинствовали в построенной трудами преподобного Ионы катакомбной церкви, там вдруг вспыхнуло пламя и пожгло многих татей. В ужасе враги бросились прочь из пещеры. Небольшой отряд русских, издали следивший за лифляндским войском, погнался за бежавшими в панике врагами, многих побил, других взял в плен...

Заступничеству Богоматери приписывают и чудесное спасение обители в марте 1611 года. Тогда ее пытались взять рейтары и шляхтичи польского гетмана Ходкевича. Судьба осажденных уже висела на волоске - неприятелю удалось выломать врата стенобитной машиной (пинартой), ворваться внутрь и подступить к церкви Успения. Но архимандрит Иоаким, молившийся вместе с братией, по словам летописца, "возопише со слезами": "О, премилостивая Владычица Богородица! Не дай осквернить Богом зданную церковь!" И взял владыка в руки чудотворную икону Богородицы Одигитрии, и пошел на врага, увлекая в бой немногочисленных воинов и иноков. В тот же час "смятошеся погании, побегоша из града, невидимою силою гоними бяша...".

Нелегким был и век минувший

ИНОСТРАННЫЕ завоеватели еще не раз пытались стереть с лица земли оплот православия и русского влияния на северо-западе Европы. Петр Первый, решив покончить с набегами шведов на отвоеванную им Ингерманландию, приказал хорошо укрепить монастырь. Он сам руководил работами по насыпке земляного вала и пяти бастионов, отрытию глубокого рва, который залили водой, поставил у ворот артиллерийскую батарею. Превращенная в мощную крепость с воинским гарнизоном, обитель вскоре успешно отразила шведский штурм.

В 1812 году, когда по стопам Карла XII в глубь России двинулась 640-тысячная наполеоновская армия и после взятия французами Полоцка угроза нависла над Псковом, по просьбе псковичей в город на реке Великой принесли печерские святыни - иконы Успения Божией Матери и "Умиление". На крестном ходу 7 октября тысячи горожан, глядя на них, молили Богородицу о заступничестве. И чудо свершилось: в тот же день корпус графа Витгенштейна разбил вражеские войска и отбил Полоцк, избавив от опасности Псков... Об этом удивительном событии сегодня напоминает храм Михаила Архангела, освященный в 1827 году.

И минувший век был нелегким для обители. С 1920 по 1940 год она находилась на территории Эстонии. Это дало основание нынешним, добра не помнящим правителям маленькой прибалтийской республики в начале 1990-х годов поставить вопрос об аннексии Печор - исконно русской земли - и присоединении их к своей стране. "Предстательством Пречистой Божией Матери, преподобных Псково-Печерских, молитвами иноков святой обители Печоры остались в составе России", - отмечал в одной из обращенных к верующим речей настоятель монастыря архимандрит Таврион.

Смотрите также: