Популярный актер Валентин СМИРНИТСКИЙ - доброжелательный и приветливый человек. Совсем как его ставший уже легендарным герой. Судя по всему, мальчишке с Арбата сам Бог велел направить стопы в театральное училище. Еще в школьном драмкружке успешно сыграл Хлестакова в "Ревизоре" и сразу получил прозвище Артист.
Первый фильм - как первая любовь
- ПУТЕВКОЙ в большой кинематограф стала для вас картина "Двое"?
- Меня порекомендовала режиссеру Михаилу Богину Валентина Малявина, которая, как и я, училась в Вахтанговском училище. Ее муж был приятелем Миши. Я оказался тем самым молодым романтическим героем, который и был нужен режиссеру. Картина получилась очень удачной: тонкой, пронзительной. Этот фильм я сравниваю с первой любовью, которую, согласитесь, забыть невозможно.
- Недавно я в который раз смотрел "Трех мушкетеров". Честно говоря, в жизни представлял вас толстым, как ваш герой Портос.
- Да никогда я не был таким толстым, каким меня увидели зрители. Просто надо было соответствовать образу Портоса, каким его описал Дюма. Когда готовились к съемкам, посмотрели очень много фильмов о мушкетерах. Я, конечно, мужчина достаточно крупный, но все равно мне было далеко до Портоса Дюма. И меня искусственно увеличили с помощью различных технических средств, сшили специальный костюм, подобрали сапоги на особой платформе. Ведь чем отличался мой герой от остальных своих друзей? Любитель хорошо и вкусно поесть, он обладал внушительными габаритами. Хотя, если честно, я совершенно неожиданно для себя получил роль Портоса. До сих пор непонятно, что во мне нашел режиссер Юнгвальд-Хилькевич. Он мог бы и других, более толстых актеров подыскать.
- Вы не считаете, что, сыграв Портоса, стали жертвой этого экранного образа?
- Конечно, образ Портоса мне впоследствии мешал. Но многие актеры чем-то жертвовали в своей карьере, сыграв главного героя в ставшем популярным фильме или сериале. Например, Бабочкина отождествляли только с Чапаевым, Тихонова - со Штирлицем, Юрия Соломина - с адъютантом его превосходительства... Любой фильм или спектакль всегда - неизвестность, не знаешь, успех его ждет или провал. Откуда мы могли знать, что наши "Мушкетеры" станут так популярны и так долго будут держаться на экране? Удивляет то, что до сих пор меня узнают зрители, хотя в картине я на себя не очень похож. Тем более что ни в кино, ни в театре я в этом образе не повторился.
- Мушкетеры часто встречаются в жизни?
- Встречаемся по мере возможностей. Со Смеховым и Старыгиным мы были знакомы давно, а с Мишей Боярским познакомились только на съемочной площадке. Сейчас мы живем в разных городах. Смехов к тому же чаще бывает за границей, где ставит спектакли.
- Травмы на съемках случались?
- Не обошлось. Миша Боярский, например, сломал себе кисть руки, потом ему выбили зуб. Я падал с лошади, причем падения были чудовищные, не дай бог никому. Это случалось в основном из-за того, что часто менялись лошади. Съемки проходили в разных городах, на разных конноспортивных базах, поэтому я просто не успевал привыкнуть к новой лошади. Но благодаря кино я многому научился. Когда в 1965 году снимался в "Королевской регате", получил неплохие навыки в академической гребле. На съемках познакомился с настоящими гребцами, с членами сборной команды, бывал на олимпийской базе. В роли футболиста играл с профессионалами. В "Трех мушкетерах" научился верховой езде. Словом, многое пришлось осваивать.
В "Луне" нашел личное счастье
- ВАЛЕНТИН Георгиевич, в разное время я видел вас на сценах многих московских театров. Какая же дорога привела вас в Театр Луны?
- Когда-то я играл в Театре на Малой Бронной. Так получилось, что режиссер и актер этого театра Геннадий Сайфулин поставил для нас с Леной Кондулайнен пьесу "Любовник". Этот проект купил Сергей Проханов. Мы около года играли этот спектакль на сцене Театра Луны, потом его сняли из репертуара. В театре в это время стал играть мой друг Толя Ромашин, вот с его подачи я и попал в эту труппу.
- Вы здесь и жену нашли...
- Повезло... Лидия Николаевна моя третья жена. Мы с ней несколько лет жили в гражданском браке, а вот недавно зарегистрировались и сыграли настоящую веселую свадьбу.
- То, что ваша жена не актриса - это случайно?
- Наверное, нет. Я считаю, что актерские семьи, за редким исключением, недолговечны. Совместная жизнь людей, у которых одна профессия, по-моему, обречена. Я согласен с Александром Ширвиндтом, что театр - это террариум единомышленников.
- Какие отношения у вас с дочерьми Лидии Николаевны?
- По-моему, хорошие. Марина поступила в Институт культуры, а Эльвира работает в Театре Луны художником-гримером.
- Свои дети у вас есть?
- Мой сын погиб. Дочь Марфа закончила художественный колледж, собирается поступать во ВГИК.
- Что вы больше всего не любите?
- Когда на меня смотрят как на свадебного генерала или на какое-то экзотическое животное. Чувствуешь тогда себя очень неуютно, испытываешь дискомфорт. К сожалению, случается это довольно часто. Конечно, порой известность помогает решать какие-то житейские проблемы. Но бестактное внимание обывателей крайне раздражает.
Смотрите также:
- Дмитрий ДЮЖЕВ: "Космос по прозвищу Змей Горыныч" →
- Александр Домогаров - Воланд в клетке →
- Есть такое слово "стыд" →