Простая русская баба

   
   

Нам ее не хватает

"ЕЙ БЫЛИ по плечу все жанры: трагедия, комедия, драма, водевиль, буффонада, фарс..." - восхищался этой выдающейся актрисой Ростислав Янович Плятт, многолетний партнер Веры Петровны Марецкой на сцене Театра им. Моссовета.

Счастливцами можно назвать тех зрителей, которые видели ее в спектаклях этого театра. К сожалению, большинство из ролей, сыгранных Марецкой в театре, остались лишь в воспоминаниях старшего поколения. Телевидение не жаловало театр, которым руководил Юрий Завадский, поэтому сегодня может показать только краткие фрагменты из спектаклей с участием актрисы. Однако остались замечательные киноленты, вошедшие в золотой фонд нашего кинематографа. Точную дату открытия актрисы Марецкой на киноэкране определил все тот же Плятт. По его словам, это произошло в 1939 году в фильме "Член правительства", где она сыграла колхозницу Александру Соколову.

Именно Марецкая сумела убедить создателей фильма, режиссеров А. Зархи и И. Хейфица, что ее Санька - человек земной, не нуждающийся в социальных контурных и патетических красках: "Мне думается, что роль не может не быть диалектической, если это хорошая роль. Внутри ее самой должны быть сложные переходы, сложные перепады от серьезности к комизму, от веселья к грусти, от восторга к раздумью. Может быть, именно поэтому так увлекла меня роль Александры Соколовой, что была в ней своеобразная внутренняя драматургия. Это был путь жизни, это было движение характера, а не демонстрация итогов. Моя Соколова не всегда была серьезной, торжественной, умной. Бывала она и смешной, беззащитной, глуповатой деревенской бабой". К. С. Станиславский, школу которого актриса необычайно ценила, говорил: "Ищи у злого там, где он добрый". Она стремилась к подлинности действия, рождающего подлинность состояний и переживаний. Чтобы по-настоящему вжиться в роль малограмотной, но по-крестьянски смекалистой деревенской женщины, Марецкая несколько месяцев провела в глубинке. Она училась двигаться и трудиться по-деревенски, управлять лошадью, примеряла на себя крестьянские обычаи и повадки, особые присказки и острые словечки. Не монумент, а живая "человеческая женщина" рождалась усилиями актрисы. Не менее сильный характер создала она и в страшной картине о войне "Она защищает Родину". Это трагическая роль Прасковьи, на глазах у которой фашисты убивают ее маленького сына, после чего пережившая горе, но не сломленная им женщина в черных одеждах, став во главе партизанского отряда, в схватках с варварами одерживает победу. В конце 40-х на экраны страны вышел еще один замечательный фильм "Сельская учительница", где Марецкая блестяще сыграла учительницу Варвару Васильевну. Как нам всем сегодня, когда с экранов телевизоров тошнотворной рекой льются кровь, насилие, разврат, не хватает положительных, добрых, искренних героинь Веры Петровны Марецкой.

Буфетчица