Пять Дон Кихотов на пути к славе

   
   

Николай ЧЕРКАСОВ был человеком большим во всех смыслах и проявлениях. Ростом под два метра - самый высокий мимист Мариинского театра, вечный правофланговый в ряду слуг или стражников. Самый титулованный артист СССР: звания и регалии занимают чуть ли не страницу убористого текста. А еще он был самым "многоразовым" Дон Кихотом мирового искусства, потому что в разные годы сыграл героя Сервантеса аж в пяти постановках!

О том, как Дон Кихот, помогал Шаляпину драться с мельницами

ОДНОКАШНИКИ по 10-й гимназии вспоминали Колю Черкасова как отличного товарища, доброго и веселого. Правда, особым прилежанием он не отличался, любил побездельничать и даже оставался на второй год, за что и был неоднократно наказуем отцом.

Порядки в семье железнодорожного служащего Константина Черкасова были патриархальные. Домашние просто боялись его. Достаточно сказать, что сам Николай, уже будучи женатым человеком, целых два года не решался сообщить отцу о своей свадьбе. Что уж говорить о детских годах! Глядя на очередные неуды в дневнике сына, батюшка приходил в ярость и пророчил отпрыску нищую жизнь, тюрьму и каторгу.

Однако семейные традиции имели свои светлые стороны. Детей (Колю и его брата Костю) в обязательном порядке приобщали к большому искусству. Семья регулярно посещала театральные премьеры. И хотя Коля был в гораздо большем восторге от цирка, первое посещение оперы в Мариинке было сродни божественному откровению. "Мариинский театр, самые очертания этого здания, его оркестр, его сцена, его голубой зал, затянутый бархатом, сверкающий позолотой, - все это представлялось самым заветным кладезем искусства, недоступным, недосягаемым, сладчайшим плодом, существующим лишь для избранных", - вспоминал Черкасов в "Записках советского актера". Вот в этот "кладезь искусства" среди обезлюдевшего и холодного Петрограда в 1919 году поступил шестнадцатилетний Коля Черкасов на должность внештатного мимиста.

Тут-то и пришло время Дон Кихота N 1. Правда, настоящим идальго из Ламанчи был Федор Шаляпин. А Черкасов благодаря своему росту смог достойно дублировать великого певца в сцене с ветряными мельницами. Однако простого дублерства Николаю показалось мало: на премьере оперы "Вражья сила" Шаляпин был несказанно удивлен, когда на сцене, а потом и в зале раздались сдавленные смешки. Оказалось, мимист Черкасов, желая "войти в образ", не на шутку разошелся и своим "актерством" рассмешил и статистов, и зрителей. После спектакля, явившись к певцу в ожидании полного разноса, он услышал: "А ну-ка, молодой человек, покажите-ка мне, чем это вы народ развлекали!" Глядя на повтор "выступления", Шаляпин хохотал до коликов, но в конце заметил: "Давайте все же условимся - вы мне, пожалуйста, не мешайте, а я вам не буду мешать".

Шаляпинский урок помог усвоить простую истину: творчество - это не только энергия личного действия, но и правила взаимодействия с партнерами. На всем протяжении актерской карьеры Черкасова работавшие с ним в связке артисты отмечали его уникальный талант партнерства.

О том, как Дон Кихот нашел свое счастье по пути из балета в драму