Только неделя счастья выпала на долю писателя и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова и юной грузинской княжны Нины ЧАВЧАВАДЗЕ.
По законам сентиментализма
В ТИФЛИС в июле 1828 года Грибоедов прибыл в угнетенном состоянии духа. Подписавший благоприятный для России Туркманчайский договор с Персией, он был обласкан государем: повышен в чине, награжден орденом Святой Анны 2-й степени, четырьмя тысячами червонцев и... отправлен обратно в Персию в качестве министра-посланника - следить за выполнением персами договора. Александр Сергеевич лучше, чем кто-либо другой, представлял себе, насколько опасна его миссия. Недаром, прощаясь, он сказал Пушкину: "Вы не знаете этих людей: вы увидите, дело дойдет до ножей". Воистину пророческая фраза.
Однако он человек служивый, приказ получен, и надо его выполнять. А все сантименты в сторону. Кстати, любые проявления сентиментальности всегда вызывали у Грибоедова сильнейшее неприятие. Тем удивительнее, что история его любви, пришедшаяся как раз на последний приезд в Тифлис, развивалась по законам сентиментализма.
Нину Чавчавадзе, дочь своего друга губернатора Эривани, Нахичеванской и Ордебадской земель, князя Александра Чавчавадзе Грибоедов знал с раннего детства - был ее учителем музыки.
В тот день, когда поэт взглянул на свою бывшую ученицу совсем другими глазами: влюбленного мужчины, он... Впрочем, об этом лучше расскажет сам Александр Сергеевич:
"Я обедал у старинной моей приятельницы Аквердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзе... Все на нее глядел, задумался, сердце забилось, не знаю, беспокойство ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, выходя из стола, я взял ее за руку и сказал ей по-французски: "Пойдемте со мной, мне нужно что-то сказать вам". Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что я усажу ее за фортепиано... мы... взошли в комнату, щеки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом к матушке ее, к бабушке, к ее второй матери Прасковье Николаевне Ахвердовой, нас благословили..."
Венчались они 23 августа в Сионском соборе в Тифлисе. Иерей записал в церковной книге: "Полномочный министр в Персии Его Императорского Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора князя Александра Чавчавадзе. Во время венчания случился инцидент, который все присутствующие расценили как дурной знак: поэт уронил кольцо..."
Жестокое сердце