Кто защитит узников нацизма?

   
   

Общество бывших российских узников Маутхаузена (ОБРУМ) было создано в 1999 году и опекало 383 человека. За прошедшие годы умерло 155 узников. В живых остались 228 человек, которые проживают в 48 регионах России.

В прошлом году в составе российской делегации я побывала в Австрии на очередной годовщине освобождения Маутхаузена. Членами делегации были 12 бывших узников одного из самых страшных фашистских концлагерей.

Мы очень любили свою Родину

ЗА СЕМЬ лет сквозь ад лагеря смерти Маутхаузен прошли 335 тысяч заключенных всех национальностей. Почти 123 тысячи из них были зверски замучены или умерли от непосильного труда, болезней, голода, умерщвлены в газовых камерах. Каждой четвертой жертвой был наш соотечественник. Из более чем 32 тысяч советских военнопленных в живых остались только две тысячи. Мученическую смерть принял здесь и генерал Дмитрий Карбышев.

Один из тех, кому удалось выжить в том аду, - ростовчанин Евгений Васильевич Моисеев: "Жил я до войны в Ростове. Был юркий, спортивный. В школе мы проходили боевую, строевую подготовку. Может, поэтому и хватило сил выжить... Война многим покалечила жизни. Фашисты семь дней были в Ростове. Расстреляли очень много народа. В лагерь я попал в 15 лет: нас, молодежь, угнали в Германию на работу. По дороге с четырьмя парнишками я решился бежать. Но нас поймали, избили до полусмерти. Довелось пройти через тюрьмы и лагеря, расположенные на территории Польши. Ночью снились такие хорошие сны о доме, о родных, о мирной жизни! А просыпаешься - и страшно поверить в эту явь! Самое тяжелое время было, конечно, в Маутхаузене. Над нами, русскими, издевались особенно, называли "русскими свиньями". Однажды не сдержался, схватился с надзирателем (их в лагерях называли "капо". Это были бывшие уголовники). За это меня так избили, что думал - не выживу. Но меня выходил врач, тоже из пленных, из Ленинграда, Шилов. Я долго искал его после Победы. Но безуспешно..."

По возвращении домой Евгений Васильевич долго лечился - годы в неволе подкосили здоровье. Но по-прежнему занимался спортом - легкой атлетикой, футболом. Только к боксу, который так любил до войны, больше не вернулся - после всего пережитого в лагерях сам уже не мог бить другого человека, даже на ринге. Окончил горно-спасательный техникум, затем Ростовский машиностроительный институт. Работал на Россельмаше, участвовал в создании и внедрении новой техники.

Сейчас Евгений Васильевич Моисеев - председатель правления Ростовского отделения Общества бывших российских узников Маутхаузена (ОБРУМ).

Дом окнами в ад