Начало в "АиФ. Долгожитель" N 24, 2003 г.
Вспомнить все
ЕСТЬ область, где единодушия среди психологов больше. Это сфера, где применимы более точные методы исследования, - область восприятия и интеллектуальных способностей. Главное свойство старости здесь - замедление. С возрастом снижается скорость передачи нервного импульса, а значит, и скорость восприятия и обработки информации. Поэтому старики менее охотно осваивают новое и медленнее принимают решения. Исследования показывают, что скорость переработки информации у 80-85-летних в 1,3 раза ниже, чем у 40-49-летних. (Кстати, не такая уж большая разница!)
Ссылаясь на данные тестов, исследователи говорят о понижении интеллекта в старости. Но все же и тут сосуществуют противоположные мнения. Некоторые ученые считают, что только снижение мотивации препятствует нормальному проявлению интеллекта у старых людей. Та интеллектуальная деятельность, которая постоянно "тренируется", становится устойчивой к старению, а накопление опыта компенсирует снижение скорости переработки информации. Так, старики значительно превосходят студентов в тесте Векслера "Понятливость".
Распространено мнение, что признак старости - ухудшение памяти. Главным образом потому, что это один из первых симптомов некоторых старческих недугов - болезни Альцгеймера и других видов старческого слабоумия. Однако это не общеобязательно. Некоторые исследования говорят о том, что более чем у 90% людей в возрасте 65 лет и старше ухудшение памяти незначительно. Жалобы тут часто не соответствуют реальным возможностям запоминания. Лучше всего сохраняется логическая память - запоминание логического и систематизированного материалов. В тестах на узнавание, как свидетельствуют психологи, различия между молодыми и пожилыми людьми часто вообще пропадают.
И если кратковременная память может ослабеть, то процессы воспоминания, наоборот, как бы высвобождаются. Существует феномен особой, эмоционально окрашенной обращенности пожилых людей к прошлому. Он не вполне изучен, но то, что обращенность к прошлому - важная черта психической жизни старого человека, признается многими. По мнению, например, психолога и психоаналитика Эрика Эриксона, разработавшего теорию о кризисных точках, свойственных всем стадиям жизни, старость - это время кризиса "целостность против отчаяния", и главная ее задача - осмысление своей жизни.
Как меняется характер
УДИВИТЕЛЬНОЕ дело - фотографии одного человека в разном возрасте. Смешно: смотришь на младенческое фото и видишь те же, в общем-то, черты, та же улыбка, те же удивленные, или нахмуренные брови, то же неповторимое выражение. Тот же человек. Однако множество примеров говорит о том, что в старости меняется не только живость ума и быстрота реакции. Может измениться нечто гораздо более глубокое - черты личности, характер.
Свою бабушку я в детстве побаивалась: характер у нее был крутой, сильный - ослушаться просто непредставимо. Но незаметно бабушка менялась и, старея, потихоньку делалась все мягче, все более "детской". Становилась незащищенной, иногда даже робкой. И для меня - более открытой, более понятной. И все более любимой.
Но вот моя старенькая соседка. Бедная! Она живет в мире обид - на тех родных, которые рядом. Те, кто дальше, - теперь самые лучшие (уж лучше этих, которые под боком и которые только и замышляют что-нибудь недоброе...). Говорят, обидчивой она была и раньше, но, похоже, теперь это стало главным. А самое страшное: большая часть обид - вымышленные.
Знакомы и старики, которым неинтересно то, что напрямую не касается их повседневной жизни, которые не знают почти ничего о близких и не желают включать в свою жизнь людей, не приносящих им заметной пользы.
Есть мнение психологов: в старости все черты характера обостряются и ухудшаются. Тревожно-мнительные натуры становятся еще более тревожными и подозрительными, принципиальность переходит в нетерпимость, расчетливость - в скупость, вспыльчивость - в агрессивность. Биохимические сдвиги в организме делают стариков более уязвимыми для депрессивных и тревожных состояний.
Избежать страданий
ГЛАВНОЙ потребностью становится стремление избегать страданий, новых неожиданных ситуаций и контактов. Интересы ограничиваются бытом, телевизором, заботой о здоровье. Крайняя степень - когда смыслом жизни становится сохранение жизни. "...Неспособность старого человека что-либо делать для других вызывает у него чувство неполноценности, углубляемое раздражительностью и желанием спрятаться, чему способствует неосознаваемое чувство зависти и вины, которое впоследствии прорастает равнодушием к окружающим" - жестокий, но ставший, кажется, хрестоматийным в психологии итог (О. В. Краснова, А. Г. Лидерс "Социальная психология старости").
Но чем объяснить признаваемые теми же психологами положительные изменения у многих стариков? Ведь свойствами старости называют умиротворенность, отход от мелочных интересов, адекватную переоценку своих возможностей и даже сглаживание противоречивых черт характера.
Есть ли у старости преимущества?
Нина Алексеевна, 70 лет:
- Преимущества есть, и очень большие. Приобретенный жизненный опыт дает возможность ориентироваться и контролировать себя. Молодежь поддается общему настрою компании, моде. Зрелый человек отбирает, что ему нужно, а что нет.
Я бы не хотела сейчас быть молодой. По-моему, трудно молодому человеку в наше время выбрать правильный путь.
Ну а кроме опыта какие преимущества? Одни болезни...
Зинаида Даниловна, 70 лет:
- В старости люди становятся мудрее. У них меньше потребностей и меньше претензий к людям. Старые люди пережили столько войн, столько невзгод, поэтому они менее требовательны. Им уголок хороший с кроваткой, чтобы никто их не обижал, чтобы у них было что поесть, чтобы было более или менее здоровье, и все.
Тамара Петровна, 66 лет:
- Да никаких. В чем они могут быть-то? Притесняют нас: от пенсии до пенсии живем. Все хуже становится. Не хочется даже и говорить...
Боитесь ли вы старости?
Мария, 30 лет:
- Старость меня не пугает, а, если так можно выразиться, интригует. Я воспринимаю ее как некое испытание, экзамен на зрелость - чего ты стоишь на самом деле, и мне интересно, смогу ли я его достойно выдержать. Смогу ли не обижаться на весь мир, если останусь больной и одинокой? Смогу ли уважительно и с любовью разговаривать с молодыми? Будет ли мне интересна жизнь, или я позволю себе, например, расслабленное лежание перед телевизором? Почему-то даже мысль о бедности (которая мне кажется неизбежным спутником старости) меня сейчас не пугает, а вызывает чувство азарта: нужно же будет как-то ловко распределять этот минимум средств, чтобы хватало на самое главное!
Юрий, 25 лет:
- То, что я читал о воскресении из мертвых, говорит о том, что человек тогда приобретает вид юноши. Это символ того, что душа вечна, значит, нет процесса старения. Если человек сможет пронести это понимание через всю жизнь, то, наверное, и страха перед старостью не должно быть.
Ксения, 30 лет:
- Это все равно что спросить: боитесь ли вы жизни? Вопрос в том, какой старости: одинокой, невостребованной, больной. Всего этого, по-моему, можно избежать, если человек молится за себя и за других.
Продолжение в следующих номерах "АиФ Долгожитель"