"Капитанская дочка" с гордым характером

   
   

Ия АРЕПИНА - одна из культовых актрис 60-х годов. Зрители старшего поколения наверняка помнят ее по фильмам "Красные листья", "Большая семья", "Борец и клоун", "Когда разводят мосты", "Калина красная". Но известной на весь мир актрису сделала роль в знаменитом фильме "Капитанская дочка", где она сыграла главную роль - Маши. Ее популярность и востребованность длились недолго. После чего об Ие Арепиной надолго забыли. Для нее это было разрушающим стрессом на долгие годы. Она пережила два инфаркта...

Летом прошлого года Ия Алексеевна умерла. Незадолго до смерти ей исполнилось 73 года.

- ОТКУДА, ласточка, вы знаете, что я люблю ромашки? - удивленное лицо прикрыл букет цветов. - Ну, ладно, пойдем прогуляемся по Кузьминскому парку. Там я расскажу тебе о своей жизни. А погодка-то какая!..

Это начало интервью, которое Ия Алексеевна Арепина дала мне девять лет назад. Одного из немногих больших и откровенных, данных ею за всю жизнь. Почему? Так сложилась ее судьба. И таков был ее характер. Сначала, пока горела звезда Ии Арепиной, жанр интервью еще не был востребован. А затем, когда после катастрофически долгого забвения о ней начали вспоминать, она уже сама не желала общаться с прессой.

"Так хочется, чтобы всегда была весна!"

- МНЕ было три-четыре года. В семье знали, что гостей развеселить смогу только я. Мама говорила: "Ну, Иенька, как ты поешь?" Я важно так встану и затягиваю куплет: "Жили у бабуси два веселых гу-уся..." Детская такая песенка, помнишь? Потом в школьные годы я занималась в драмкружке, играла в спектаклях по пьесам Островского. Папа был начитанным, веселым, играл на балалайке, гитаре. Мама была неграмотной.

Окончив школу, белокурая красавица, у которой не было отбою от ардатовских женихов (Ардатов - маленький город в Мордовии. - О. Р.), упаковала деревянный чемодан, перетянутый большими ремнями, и отправилась в Москву. На внутренней стороне чемоданной крышки были наклеены две фотографии любимых актрис того времени: наша Любовь Орлова и голливудская звезда Одри Хепберн, на которую, как считала сама Ия, а потом и ее поклонники, она была похожа внешне.

Все получилось, как в известном старом фильме, когда провинциалка впервые приехала в столицу: "Все вокруг идут в затылок друг другу, и никто не здоровается...". Ия вышла из вагона на перрон, поставила чемодан на асфальт и встала, не зная, куда дальше идти. Долго так стояла, пока онемевший язык "не оттаял" и она не спросила у кого-то, как проехать по нужному ей адресу.

Документы она отправляла во все театральные вузы Москвы, но вызов ей пришел только из ВГИКа. Там она предстала перед приемной комиссией в самовязаных шерстяных носках, вязаной же кофте, подпоясанной нелепым широким поясом. На голове - два "хвостика", перетянутых резинками. "А что это у вас такое на лице?" - громко спросил один из членов комиссии, давясь от смеха. Там вместо бровей были нарисованы две черные толстые дуги. "Вы же блондинка!" Девушка вспыхнула и возмутилась: "А что тут такого? Просто мне захотелось брови, как у всех. Мне что, нельзя?!"

Она прочла монолог Павла Власова из Горького. Громко, сдвинув к переносице свои нарисованные брови и выставив вперед одну ногу. Комиссия от смеха чуть не сползла под стол: девушка изо всех сил старалась казаться серьезной и взрослой. И грозной! А еще эти брови...

- Когда я уже стала учиться, нас поселили в общежитии, которое находилось в Подмосковье, куда надо было добираться на электричке. А то, что от института до станции можно было доехать трамваем, я не знала и не догадывалась. И топала каждый день по несколько километров, жуя на ходу батон, который называла "большой булкой". Потом мне девчонки все объяснили. Вот такая я была, из глухой провинции. (Смеется.)

Она вела что-то вроде дневника, куда иногда записывала свои мысли и ощущения. "Так хочется, - писала Ия, - чтобы всегда была весна! Во всем и везде!" Она искренне верила, что в мире нет зла, грязи, жестокости и подлости. И не была готова к тому, что когда-нибудь судьба обязательно столкнет ее с этими темными сторонами жизни. За свой идеализм и максимализм, причем во всем, Ия Арепина потом всегда и страдала. И в работе, и в любви.

Разочаровалась в любви