Трагический комик, лирический простак

   
   

Смотрите: "Лариосик!"

СКАЖИ только одно слово: "Яншин" - и не надо добавлять никаких званий, ни даже имени-отчества. Услышав это имя, всяк улыбался. "Смотрите: Лариосик!" - и человек радовался, словно встретил старого задушевного друга. Так же преследовали Фаину Георгиевну Раневскую вечным: "Муля, не нервируй меня".

Лариосик, с его студенческой тужуркой, черным бантом галстука и "душевно вам признателен", был первой большой ролью артиста. 5 октября 1926 года, перед премьерой "Дней Турбиных", Москвин сказал Яншину: "Завтра ты проснешься знаменитым артистом". (Сам Москвин проснулся знаменитым на следующий день после открытия Художественного общедоступного театра, сыграв царя Федора Иоанновича. Именно его царь Федор был самым сильным впечатлением детства Яншина.)

Москвин оказался прав: успех Яншина и всего спектакля был по-тря-са-ющий! Сам Станиславский, когда режиссер Судаков с молодыми исполнителями показали ему в фойе почти готовую работу, смеялся, плакал, снимал пенсне и грыз руку, что означало крайнюю увлеченность.

Лариосик, кузен из Житомира - наивный, трогательный неудачник, - как ни забавно, принес артисту немалые дивиденды. С едой да и со всем остальным тогда было трудно, но стоило зайти Яншину в любой магазин, как для него находилось все, что нужно. Благодаря Лариосику у Яншина появился целый сонм поклонниц. А женился он на актрисе Художественного театра Веронике Полонской. (Той самой Веронике Витольдовне, которая позже стала последней, трагической любовью Маяковского.) В ноябре, через полтора месяца после премьеры "Дней Турбиных", Яншин венчался с ней в церкви. Михаил Булгаков был на этой свадьбе шафером.

Вероника Полонская и Ляля Черная