Дороже любых бриллиантов!

   
   

Девушку звали Ася. Так же, как героиню одноименной повести Тургенева. Но даже если бы имя его попутчицы звучало иначе, из всех красавиц мира он выбрал бы ее одну...

"Не знаю, что б со мною сталось, когда б не ты - моя жена"

ШЕЛ сороковой год. Морской офицер Иван Бондаренко стоял у кассы предварительной продажи билетов Ленинградского железнодорожного вокзала. Увы, отпуск подходил к концу, остались позади встречи с родными и близкими, а впереди ожидало продолжение службы на Дальнем Востоке. От размышлений о предстоящем отъезде его отвлекла симпатичная девушка, которая, так же как и он, стояла в очереди. Преодолев робость, воентехник первого ранга решил с ней заговорить... Оказалось, что они попутчики. На протяжении всего пути Иван Павлович блистал остроумием и эрудицией, изо всех сил стараясь понравиться своей новой знакомой. Благо что времени для покорения сердца красавицы было предостаточно.

"Шести дней хватило, для того чтобы охмурить Анастасию Ивановну", - смеется Иван Павлович. Но в то время ему было не до смеха, ведь Ася ехала не куда-нибудь, а к своему жениху...

Однако замуж она не вышла. Новое и, как впоследствии оказалось, настоящее чувство заставило Асю возвратиться домой, где она стала жить ожиданием писем от Ивана.

Через год после знакомства, 14 апреля 1941 года, Ася и Иван поженились. Ни пышного торжества, ни колец, ни свадебных нарядов по случаю бракосочетания у них не было.

"Просто пришли домой, выпили чаю с тортиком, и все". Через много лет Иван Павлович посвятит любимой жене такие строки:

Под Ленинградом город Луга,
Я потому его назвал,
Ведь там росла моя подруга
И там судьбой ее я стал.
Я помню пухленькие щечки,
И вся - как сдобный пирожок.
Все хороши чужие дочки,
Но Ася, право же, божок!
Наверно, сильное желанье
Достойным быть любви ее
Надежным станет оправданьем
За то сравнение мое.
А в жизни так и оказалось:
Оценка правильно дана.
Не знаю, что б со мною сталось,
Когда б не ты - моя жена...

Палаточный рай

16 ИЮНЯ 1941 года Анастасия Ивановна выехала из Ленинграда к мужу в Хабаровск. Доехала до Иркутска, и тут объявили о начале войны. Их высадили, стали менять составы, вагоны. В общем, началась полная неразбериха, и все же 26 июня ей удалось доехать до Хабаровска, где ждал изрядно переволновавшийся супруг.

Молодым выделили комнатку в восемь метров, но, после того как их дом поставили на капитальный ремонт, они перебрались в палатку. Воистину, с милым рай и в шалаше.

"Поначалу всякое бывало, и ссорились, и мирились, но всегда старались до скандалов дело не доводить, - говорит Анастасия Ивановна. - Конечно, нелегко было начинать все с нуля. Я ведь даже готовить особо не умела, но ничего, Иван Павлович мои кулинарные изыски стойко вынес. Помню, как гречневую кашу на примусе варила. Насыпала в большую кастрюлю крупу и поставила на сильный огонь. Можете представить, что из этого получилось..."

Зато сейчас Анастасия Ивановна - кулинарка отменная, и самый благодарный поклонник ее поварского таланта - супруг. Впрочем, Иван Павлович восхищается всем, что делает его жена. Он всегда говорит о ней только в превосходной степени. И в искренности его слов сомневаться не приходится...

Через год после женитьбы у них родилась дочка Валерия, хлопоты по воспитанию которой целиком легли на плечи Анастасии Ивановны. В любую погоду и любое время года через весь город возила Анастасия Ивановна девочку в музыкальную школу. Трамваи не ходили, другого общественного транспорта не было, поэтому приходилось добираться на попутках, а то и пешком. Знакомые восхищались самоотверженностью Анастасии Ивановны: "Вам надо памятник при жизни поставить за такую заботу о ребенке". А та лишь отшучивалась. В конце концов она ведь мать. Благодаря ее усилиям дочка закончила музыкальную школу на "отлично" и поступила в Белорусскую консерваторию. А вот о своей карьере Асе пришлось забыть.

Не надо мне других наград