Великая труженица и... бессребреница

   
   

Девочка из приличной семьи

В СИБИРСКОЙ глуши в 1911 году, 2 марта по старому стилю, 15-го по новому, родилась девочка, отцом которой был чиновник Восточно-Сибирской железной дороги дворянин Василий Савицкий, матерью - мещанка Екатерина Звягина, служащая фельдшерицей в больнице.

Супруги жили скверно - Василий Андреевич был классическим гулякой и мотом. Наде едва исполнилось три года, когда родители расстались. Несмотря на мягкий характер, Екатерина Ивановна сумела проявить твердость и добиться развода, что для венчанной пары было ой как непросто.

Вскоре судьба вознаградила ее за многолетние мытарства - она встретила и полюбила военного врача Аполлинария Казанцева, благороднейшего человека, сумевшего стать Надежде настоящим отцом.

Надя росла живым, любознательным ребенком, и все ее художественные устремления с первых детских лет поддерживались родителями. Уже в пятилетнем возрасте в Надином репертуаре было несколько романсов и песен, которые она исполняла под собственный гитарный аккомпанемент. С семи лет она начала серьезно осваивать фортепиано, а в 18 лет стала концертмейстером и одновременно солисткой - певицей Иркутского радио.

Хорошей профессиональной школой стали для юной Казанцевой "иркутские музыкальные пятницы", которых прошло за десять лет, с 1922 по 1932 год, сто двадцать семь. Надя Казанцева приняла участие в тридцати пяти из них. Актовый зал педагогического факультета Иркутского государственного университета, рассчитанный на 600 мест, не мог вместить всех желающих, люди сидели на подоконниках, стояли в проходах. Сегодня такой энтузиазм навевает грустные ассоциации. Недаром Надежда Аполлинариевна сетовала в 1991 году: "Больше всего меня тревожит в сегодняшней жизни бескультурье. Оно - едва ли не самая главная причина свалившихся на нас бед. Вот ведь парадокс! В те далекие двадцатые, тридцатые годы, когда я только начинала делать первые шаги в искусстве, люди в массе своей были значительно менее образованны, чем сегодня: имели значительно меньшее представление о том, что такое культура. Но какое же существовало невероятное стремление приобщиться к ней!"

Хотя казалось, что музыкальная карьера была предопределена для Надежды самой природой, у Аполлинария Иннокентьевича было другое мнение по поводу будущего падчерицы: после окончания ею в 1929 году школы отчим настоял на поступлении в университет - девочка из приличной семьи непременно должна получить солидное университетское образование, считал он.

Проучившись на литературном отделении педагогического факультета два года, девушка поняла, что педагогика не ее призвание, и, воскликнув подобно чеховским трем сестрам "в Москву, в Москву!", ринулась в неизвестность.

"Говорит Москва"