Эдуард ВОЛОДАРСКИЙ - один из самых знаменитых кинодраматургов Росcии. По его сценариям сняты такие фильмы, как "Проверка на дорогах", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Емельян Пугачев", "Торпедоносцы", "Люди в океане", "Мой друг Иван Лапшин", "Троцкий", "Штрафбат", и другие.
Однако не меньше, чем фильмами, Эдуард Яковлевич прославился резким, принципиальным характером.
"Русские бабы еще нарожают"
- ЭДУАРД Яковлевич, не так давно по телевидению был показан "Штрафбат", вызвавший неоднозначную реакцию со стороны зрителей. Многие, особенно ветераны, упрекали создателей фильма, в частности вас как автора сценария, в искажении действительности.
- Ну, не все ругали фильм. Например, участник Великой Отечественной войны писатель Борис Васильев очень положительно оценил картину. Противники же фильма - это люди типа генерала Варенникова, всю войну просидевшего в штабе. Кстати, однажды он летел из Минеральных Вод и, обнаружив, что забыл там свою фуражку, специально отправил за ней военный самолет. Этот эпизод очень хорошо характеризует человека. Так что лживые мнения людей, воспитанных на том, что войну выиграл гений Сталина, меня не интересуют. Если гений все предвидел, то чего ж немцы под Москвой оказались? Почему они к Волге вышли? Почему страна висела на волоске? Почему столько людей полегло в землю?
- Говорят, что штрафников было не так уж и много...
- Штрафников немного было? Больше тысячи штрафных батальонов, тысяча семьдесят штрафных рот, то есть более миллиона человек - это немного? Составы штрафных батальонов обновлялись практически полностью каждые три месяца. Если бы в конце картины мы пустили полный список штрафных батальонов и рот, потребовалось бы сорок минут экранного времени.
- И все-таки мы победили...
- А какой ценой?! Всю первую половину войны благодаря таким, как Варенников, простите за грубость, просрали. А расплачивались жизнями людей. Солдат. Почти 30 миллионов людей угробили, цвет нации, почему так? Как же вы так людьми командовали, уроды, если немцы с 1939 года потеряли вместе с гражданским населением 7 миллионов, а мы за четыре года - 30 миллионов? Вдумываясь в эти цифры, я впадаю в ярость. Да, они - наши полководцы - побеждали, но как? Трупами, мясом...
- В одном из интервью вы назвали Жукова "мясником"...
- Это не я его так назвал. Так его называли солдаты - на фронте у Жукова была кличка Мясник. Генерал Эйзенхауэр в своих воспоминаниях пишет, как он увидел под Потсдамом огромное поле, устланное трупами русских солдат. Выполняя приказ Жукова, они штурмовали город в лоб - под кинжальным огнем немцев. Вид этого поля поразил Эйзенхауэра. Ему стало не по себе, и он спросил Жукова: "На черта вам сдался этот Потсдам? Зачем вы за него столько людей положили? Через пару дней немцы бы сами сдались". В ответ Жуков улыбнулся и сказал: "Ничего, русские бабы еще нарожают".
А вот у немцев не было даже такого понятия: штурм. Ни одного города они не брали штурмом! А мы клали тысячи людей за село, за какую-нибудь поганую высоту, которая, как потом оказывалось, никому не нужна.
Невольно напрашивается параллель с первой чеченской войной. Когда танки вошли в Грозный, их просто жгли. Немцы никогда не входили в город на танках, потому что любой танкист понимает, что танк в городе беззащитен. Не понимают только наши военачальники. Сколько в Чечне полегло призывников, восемнадцатилетних мальчишек! До сих пор от нас скрывают действительные цифры. Вот так мы и в Отечественную воевали - не считаясь с потерями.
Сплошное вранье!