Поколение 60-70-х годов хорошо помнит времена, когда популярность артиста не была продуктом "раскрутки", а определялась исключительно народной любовью. И что бы ни говорили сейчас о бывшем Союзе, именно в той стране звезды разных национальностей были равновеликими. И сегодня, много лет спустя, их песни, минуя рейтинги и хит-парады, остаются актуальными и не подвластными моде.
Сегодня мы расскажем о Рашиде БЕЙБУТОВЕ, который в свое время был невероятно популярен. Песни в его исполнении "Я встретил девушку", "Только у любимой могут быть такие необыкновенные глаза" пользовались бешеным успехом. В странах Востока его принимали шейхи, эмиры, султаны. Они дарили певцу деньги, драгоценности, ковры, а один шейх подарил даже стадо слонов...
Ни музыкального, ни вокального образования не имел
РАШИД Маджид оглы Бейбутов родился 14 декабря 1915 года в Тифлисе. Его отец - разносчик товара - в любую погоду ходил по узким улочкам родного города Шуши, что находится в горах Азербайджана, и, чтобы привлечь покупателей, пел песни. Его артистические способности, красивый голос быстро завлекали слушателей. В конце концов он стал профессиональным певцом, выступал в Таврии, Стамбуле, Софии, Варшаве и везде имел большой успех. Мать Рашида, Фируза Векилова, преподавала русский язык и одновременно руководила драматическим кружком в тифлисском клубе. Музыкально-художественная атмосфера, царившая в семье, не могла не повлиять на развитие способностей маленького Рашида. Правда, малыш долго стеснялся петь при людях, а когда все же запел, окружающие были поражены его звучным и красивым голосом. В школьные годы, всегда веселый, жизнерадостный и общительный, он был первым запевалой хора.
В 1933 году Рашид поступил в железнодорожный техникум. Однако премудрости железнодорожного дела постигал неохотно - все свое время и силы отдавал самодеятельному студенческому оркестру, который сам и организовал. В армии, куда его вскоре призвали, он сразу стал солистом армейского ансамбля. В его репертуаре песни И. Дунаевского, М. Блантера, А. Новикова, композиторов Закавказья, азербайджанские народные песни.
После окончания службы Рашид Бейбутов становится солистом одного из тбилисских эстрадных коллективов, а еще через некоторое время переходит в Государственный джаз Армении под руководством А. Айвазяна. В те годы ереванский Госджаз был очень популярным коллективом, и стать его солистом было очень престижно. Коллектив много гастролировал не только по Кавказу, но и по всей стране. Специально для Бейбутова Айвазян написал три песни - о Баку, Ереване и Тбилиси, которые исполнялись как цикл, посвященный дружбе закавказских народов.
В конце 30-х годов Бейбутов пробует свои силы в Армянском государственном театре оперы и балета имени Спендиарова, где ему доверяют сольные теноровые эпизоды в хоровых отрывках классических опер. Вместе с театром он впервые выступает в Москве на Декаде армянского искусства в 1939 году.
Во второй раз он отправляется в Москву летом 1941 года на II Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Однако еще в поезде Рашид узнает о начале Великой Отечественной войны. Конкурс отменен, и Бейбутов возвращается в Ереван.
В мае 1942 года Государственный джаз Армении командируется на Крымский фронт. Артисты выступали в солдатских окопах, в землянках, в наскоро сколоченных бараках походных госпиталей в любое время дня и ночи.
После войны Бейбутов - солист Азербайджанской государственной филармонии. Он выступает уже везде и всюду, его слушают на Урале, в Поволжье, Кузбассе, Сибири, на Алтае. Дает концерты в Москве, Ленинграде; голос его звучит в больших концертных залах и маленьких клубах, просто под открытым небом, иногда даже без аккомпанемента.
Бейбутов не имел музыкального и вокального образования, но ему было вполне достаточно того, что дали сама природа и неустанный труд. Тщательная отделка каждой песни, каждый жест, интонация - все это достигалось кропотливым трудом.
В начале 50-х годов Бейбутов побывал в Болгарии, Венгрии, Италии, Индии, Китае. И везде помимо своей обычной программы артист пел песни страны, в которой выступал, причем непременно на языке оригинала.
Критиков поражало не только его верное произношение, но и точные интонации чужого языка, даже таких сложных, как китайский или хинди.
Рассказывали, что в Индии имел место такой случай: ночью в поезде ехала делегация советских артистов. Свет в вагоне погас, Плисецкая, Тургунбаева, Михайлов, Масленникова, Бейбутов и другие артисты готовились отойти ко сну. Внезапно поезд остановился. Из вагона было слышно, как снаружи начал нарастать неясный гул толпы... Вскоре голоса зазвучали отчетливей и наконец слились в дружное скандирование: "Рашид Бейбутов! Рашид Бейбутов!.." Это жители окрестных деревень преградили путь поезду, они хотели видеть и слышать советского певца.
И он пел им. Прямо со ступенек вагона...
Святая к музыке любовь
- У ПАПЫ было много поклонниц. После концерта ему приходилось гримироваться, чтобы незаметно проскочить через толпу обожательниц. А машина, вся в губной помаде от женских поцелуев, забирала его где-нибудь за несколько кварталов от концертного зала. Бывало, что его вместе с машиной женщины поднимали на руки и несли до гостиницы. А папа всю жизнь хранил верность одной - моей маме.
Папа был неординарным человеком, лишенным даже намека на банальность, будь это творчество или общение с людьми. От природы он был одарен необыкновенным голосом, красотой... Хотя, конечно, и гены тут хорошо "поработали".
Мой дед Маджид-бей Бейбуталы, так в старину звался род Бейбутовых, обладал необыкновенным голосом, прекрасно исполнял народные песни и к 30 годам стал профессиональным певцом. А до этого помогал своему отцу: набрав короб шелков, он ходил по улицам Шуши, где тогда они жили, и зазывал местных модниц поглядеть на товар: "Аршин мал алан, аршин мал алан..." Колоритная фигура коробейника настолько врезалась в детскую память будущего композитора Узеира Гаджибекова, что впоследствии он использовал этот сюжет в оперетте "Аршин мал алан". В дореволюционной России было выпущено более ста пластинок Маджид-бея, которые тиражировались по всему миру. Англичане, ценители восточной музыки, хранят в Королевском национальном архиве несколько десятков грампластинок с его голосом.
Так что его сын Рашид с раннего детства рос в атмосфере творчества. Известной оперной певицей стала папина сестра, а брат, режиссер Энвер Бейбутов, - первым азербайджанцем - народным артистом РСФСР. А вот папа по настоянию родителей поступил в тбилисский железнодорожный техникум.
И все-таки святая к музыке любовь взяла верх: он организовал один из первых в Закавказье студенческих джаз-оркестров. Молодые музыканты выступали на различных эстрадных площадках, участвовали в съемках фильмов. В войну музыканты не раз выезжали на фронты в составе концертных бригад. Кстати, мало кому известно, что именно Рашид Бейбутов был первым исполнителем песни "Дорога на Берлин", той самой, что потом вошла в репертуар Леонида Осиповича Утесова.
Сталин приказал переплюнуть американцев