Голос вечной России

   
   

Она с триумфом выступала на сценах лучших театров мира, ей аплодировали слушатели Милана и Нью-Йорка, Вены и Лондона, Парижа и Буэнос-Айреса... В этом году царица русской оперы Ирина АРХИПОВА отмечает двойной юбилей - восемьдесят лет со дня рождения и пятидесятилетие творческой деятельности.

"Надо иметь уши и вкус"

- ИРИНА Константиновна, вы создали Фонд, который помогает молодым талантам, вы постоянно гастролируете по стране, заседаете в жюри многих конкурсов, в общем, делаете все для духовного возрождения России. Не опускаются руки, когда включаете телевизор, а там по всем каналам показывают "фабрики звезд" и "народных артистов"?

- Все это ерунда, музыкальная макулатура, которую навязывают нам вместе с американским образом жизни. Пройдет немного времени, и об этих однодневках никто не вспомнит. А музыка Баха, Моцарта, Чайковского, Рахманинова и других великих композиторов будет радовать людей вечно.

- На протяжении многих лет вы возглавляете жюри Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки, проводите фестивали и концерты, в которых наряду с признанными мастерами участвуют и молодые неизвестные артисты. Скажите, как разглядеть в начинающем певце талант?

- Уши надо иметь и вкус. Это не поддается определению, человек может просто понравиться, чувствуешь, что у него есть будущее. Настоящих голосов не так уж много, как кажется на первый взгляд. Еще меньше настоящих певцов. И все-таки, даже если человек талантлив, этого в наше время недостаточно. Часто творческая судьба одаренных людей складывается в дальнейшем далеко не лучшим образом. Вот почему я стремлюсь максимально привлекать внимание концертных, театральных организаций к молодым артистам.

"Строить или петь?"

- КОГДА-ТО вы и сами были начинающей певицей... Что привело вас в музыку?

- Обычно, когда меня спрашивают, как я стала певицей, я отвечаю: "Окончила архитектурный институт". Ведь я действительно поступила в консерваторию, когда у меня уже был один диплом в кармане и работа в Военпроекте Министерства обороны. В Москве двенадцать зданий построены по моим чертежам, среди них - Финансовая академия, гараж и химическая лаборатория МГУ на Воробьевых горах. Совмещать работу и учебу было нелегко. Мой день начинался рано утром: с восьми до половины девятого я брала урок вокала в консерватории, а затем бежала через Красную площадь в архитектурную мастерскую. После работы снова шла на занятия по сольфеджио или истории музыки. В конце концов мои преподаватели поставили вопрос ребром: "Строить или петь?" Я взяла на работе отпуск, чтобы окончательно определиться. И выбрала пение. Мне предложили работу в Свердловском оперном театре, куда я и отправилась после окончания консерватории.

- А родители одобрили такой выбор? Ведь ваш отец, крупный специалист в области строительства, наверное, надеялся, что дочь пойдет по его стопам?

- Когда я объявила родителям, что уезжаю в Свердловск... Не рассказать, что мне пришлось пережить дома! Мама кричала, что ляжет под поезд. Папа с возмущением восклицал, что это позор - идти на подмостки, да еще провинциальные. Но в конце концов семья смирилась с моим выбором, и я отправилась в незнакомый мне город.

- В 1956 году состоялся ваш дебют в Большом театре...

- Этому предшествовала моя победа на Международном конкурсе в Варшаве. После концерта победителей в Кремле кто-то из членов правительства спросил: "Почему Архипова не в Большом?" И вскоре приказом Министерства культуры СССР меня перевели в Большой театр. Это исключительный случай: впервые в Большом и сразу в главной роли! Я исполняла партию Кармен из оперы Бизе. От того спектакля сохранилось чувство какого-то необыкновенного страха: как я спою, как примет меня публика? К счастью, все закончилось для меня огромным успехом.

Без характера на сцене делать нечего

- ВЕЛИКИЙ итальянский певец Марио дель Монако как-то сказал: "Я знал многих Кармен, но лишь три из них остались в моей памяти. Это Джанна Педерцини, Райз Стивенс и Ирина Архипова". Критика и публика обожали вашу Кармен за необузданный темперамент. За пределами театра у вас такой же характер?

К разговору подключается муж певицы - выдающийся тенор Владислав Пьявко:

- Характер у нее ужасный!

- И.А.: Ужасный только когда ругаюсь.

- Как же уживаются два певца в одной семье?

- В.П.: Когда много разъездов и гастролей, то вместе можно жить долго.

- Бывало такое, что утром вы поругались, а вечером предстояло вместе петь в спектакле?

- В.П.: Как правило, Ирина Константиновна перед трудным выступлением начинала нервничать и вымещала свое раздражение на мне. Сначала я тоже злился, а потом просто стал уходить на какое-то время из дома. Зато вечером мы вместе отправлялись в театр, и страсти бушевали уже на сцене.

"Спутник от искусства"

- ВЫ БЫЛИ первой певицей, "прорубившей окно в Европу". До ваших гастролей по "странам капиталистического лагеря" иностранцы были знакомы с русским оперным искусством только благодаря пластинкам и телепередачам. Как вас приняли за границей?

- О нашей стране на Западе знали не просто ничтожно мало, они находились во власти какой-то одновременно смешной и страшной сказки. Иногда казалось, что наличие у меня одной головы и двух ног уже рождает удивление. Одна милая, высокоинтеллигентная дама, желая порадовать меня своей осведомленностью о русской жизни, сказала: "Я понимаю, у вас там так холодно, что надо жить тесно-тесно, чтобы согреться. Это ведь и есть коммунизм?"

Для меня же выступление за рубежом было серьезным творческим экзаменом, так как петь нужно было на чужом языке. Но все получилось. Пришел успех, даже не просто успех - триумф! И это у искушенной итальянской публики, на сцене "Ла Скала". Но я была счастлива не просто от личного успеха, а от того, что не подвела свою страну. Эти первые в истории советского оперного искусства гастроли имели тогда огромное значение. Результатом стало подписание директором "Ла Скала" и послом СССР в Италии документа - контракта о первой стажировке молодых советских певцов в Италии.

- Со многими странами у СССР были непростые отношения. Это как-то проявлялось во время ваших гастролей по миру?

- Помню, во время моих гастролей в Англии разразился международный скандал в связи с южнокорейским самолетом, который нарушил нашу границу и был сбит. Боязно было покидать гостиничный номер, боязно было выходить даже на поклоны. На концертах советских артистов не раз устраивали обструкции, не давали ни играть, ни петь, звучали гнусные лозунги в защиту неизвестно кого... Никакие нервы не выдерживали такого приема. Но были и забавные случаи. Помню, в пятидесятых, когда в космос запустили советский спутник, один из поклонников сказал: "Архипова у нас в Италии - это "спутник" от искусства. Запускайте побольше таких спутников".

"Напрасно многие думают, что за границей лучше"

- ОПЕРНЫМ певцам часто приходится играть титулованных особ: царей, князей, вельмож... А насколько обеспеченно жили "титулованные" голоса СССР?

- О себе могу сказать, что я как машина работала все годы и ничего не замечала вокруг. За свою работу получала неплохие гонорары, которые в основном до 90% отчислялись государству. За это я имела награды - высокие, но не денежные. Не раз срывались очень интересные в творческом отношении контракты: решения о гастролях принимало тогда Министерство культуры, а артисты не имели права распоряжаться своим творчеством. Это напоминало положение крепостных артистов. На Западе все было по принципу "успех - деньги". Известность гарантировала обеспеченную жизнь. Но следует быть справедливыми - если талант замечали, то государство помогало, "продвигало". Осуществлялись записи, предоставлялись площадки для сольных концертов, эфир на радио и телевидении. И хотя по сравнению с Западом наша зарплата была скромной, в СССР мы были одними из самых высокооплачиваемых специалистов.

- А насколько благоприятны условия для творчества в современной России?

- Сейчас во главе угла стоят деньги. Таланту, их не имеющему, продвигаться сложно. Нужны записи, концерты, эфир, чтобы публика могла узнать новое имя. По мере сил наш Фонд старается помогать молодежи. Но напрасно многие думают, что за границей лучше. Ничего подобного. Хорошо только тем, кто попадает в удобные условия, кто востребован. Как говорится, "за рекой телушка - полушка, да рупь перевоз".

"Не те слова поешь, лапоть"

   
   

- ВЫ КОГДА-НИБУДЬ попадали в чрезвычайные ситуации на сцене?

- Такое иногда случается по болезни. Однажды перед концертом в Париже я очень сильно простыла. Но переносов зарубежных концертов не бывает, есть только отмена с неустойкой за все расходы на рекламу и аренду зала. За день до выступления мне вкололи двойную дозу лекарства. Но организм не выдержал таких издевательств. К вечеру распухло горло, лицо, руки, появилась сыпь! Пришлось колоть уже противоаллергические. Горло пришло в порядок. Концерт состоялся, а критика писала: "Архипова - голос вечной России!"

Помню, на одном из концертов, где мне аккомпанировал талантливейший композитор Георгий Васильевич Свиридов, я забыла и спела не те слова. Свиридов мне прошептал: "Лапоть мой дорогой, не те слова поешь!" Потом вдруг остановился. Сделал жест рукой, словно стирая все, что было сыграно. И мы спели романс еще раз. Публика была в восторге.

- В каком возрасте оперный певец обычно выходит на пенсию?

- В опере иная молодость, чем в обычной жизни. Я дебютировала в тридцать, в этом возрасте певец у нас считается молодым. Но со временем голос теряет былую гибкость, силу и красоту. Вроде думаешь: "Сейчас спою!", а на деле выходит совсем не то, что хотелось бы. У драматических актеров с годами можно поменять амплуа, а у нас даже партия Старухи из "Пиковой дамы" без хорошего вокала убедительно не прозвучит. Сейчас мой репертуар состоит в основном из духовных музыкальных произведений. Хочешь не хочешь, а с голосом нужно считаться.


Ирина Константиновна Архипова занесена в отечественную книгу рекордов как самая титулованная российская певица - народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, кавалер трех орденов Ленина, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, многих отечественных и зарубежных медалей. В разные годы ей присваивались звания: "Человек века", "Человек столетия", "Богиня искусств"...

Смотрите также: