МУЖ - глава жене своей, он - хозяин дома, им ведется и держится семья. Такая власть дана ему от Бога, так учит Господь в Священном Писании.
По учению Священного Писания, главенство мужа в семье - не тирания, не уничижение и угнетение, а деятельная ответная любовь. Муж, как глава жены и семьи, не должен унижать себя недостойным поведением или обращением, не должен стараться освободиться от бремени забот и трудов, которые он обязан нести на себе, не должен сваливать на жену все эти заботы и труды, оставляя за собой одно наглое право: приказывать и господствовать.
Апостол Петр предписывает мужу благоразумную любовь к жене и оказание ей чести: "Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (в общении с Господом). Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте (жен), зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение".
Власть, дающаяся Евангелием, обязывает мужа так любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. По закону, данному нам Самим Спасителем, кто выше поставлен над другими, тот больше обязан служить им. "Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий", - сказано в Святом Евангелии, и "кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут". Стало быть, власть - это обязанность, возложенная Богом, которую должен нести человек для блага других, - это служба, и тем труднее и тяжелее, чем она выше.
Муж - господин в доме, значит, он первый отвечает перед Богом и людьми за все, что делается в доме, и хорошего и худого. Пример ему, как он должен пользоваться своей властью, указан во Христе: "муж глава жены, как Христос Глава Церкви" (то есть христианского общества). Дело мужа - служить для благополучия семьи, заботиться о ее благе, устраивать ее счастье. Дабы она была свята и непорочна. Он поставлен выше, старше жены, стало быть, он должен подавать ей пример во всем добром. На это от Господа ему дано больше по сравнению с женой сил и, пожалуй, умения, в этом он давал обещание перед Крестом и Евангелием, когда венчался, во всем этом с него Бог потребует на суде Своем строгого отчета.
Муж - глава жены, но жена дана ему не в рабыни. Сам Спаситель, Глава Церкви, зовет христиан не рабами, а Своими братьями, друзьями. Уж если, по закону Христову, христианин должен любить всякого постороннего человека и даже своих недоброжелателей как самого себя, то не должен ли он больше себя самого любить ту, которая ближе всех к нему, - свою жену, с которой Господь соединил его неразрывной связью, самым тесным союзом? Жена - подруга в жизни, товарищ мужу. Вместе соединял священник их руки, когда венчал их, из одной чаши пили они тогда благословленное вино, на одной подножке стояли. Не в жене ли своей больше всего и следует мужу находить отраду для себя в жизни? Не должна ли самая тесная дружба и согласие связывать его с ней? В этом тоже состоит важная обязанность мужа.
"Мужья! Оказывайте женам своим честь как сонаследницам благодатной жизни", - учит слово Господне. Жена не служанка для мужа, а помощница в трудах и заботах его, хозяйка дома. С кем же ему прежде всего и вести совет, как не со своей женой? Кому больше довериться, как не ей? Жена оставила ради мужа родной дом, который вырастил ее, вышла из-под родительской заботы, ласки и защиты, чтобы отдать себя мужу, ему она вверила себя, его защите поручила себя, от него надеется и ждет себе счастья. А сколько тягостей, болезней, трудов ей нужно перенести, чтобы вскормить и выходить ребенка! Про то ведомо только матерям. За одно это заслуживает она неоспоримое право на почитание и самоотверженную любовь.
Жена слабее мужа, стало быть, ей обязан муж оказывать снисхождение, если и заметит в ней какие-то недостатки или слабости; как говорится в Священном Писании: "бережно и благоразумно обращаться с нею, как с сосудом слабейшим". Стыд и позор тому, кто обижает слабого, а уж тем более самого близкого - жену. Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Муж, подражай во всем Христу. Хотя бы множество грехов сделала против тебя супруга твоя, все отпусти и прости; хотя бы ты взял ее неблагонравною, исправь ее добротою и кротостью, как и Христос - Церковь. Он не отвергает и не отстраняет Ее от Себя, но постоянно врачует и исправляет. Если будет в жене какой-нибудь порок, то не ее отвергай, но истребляй этот порок. Хотя бы она не получила никакой пользы от нашего наставления, мы получим от Бога великую награду за терпение, за то, что по страху перед Ним мы оказывали такое терпение, кротко переносили злобу ее".
Некоторые мужья начинают все более раздражаться и озлобляться недостатками жены, возрастать в неприятии ее как жены и приходят к ужаснейшему греховному помыслу о разводе и уничтожении семьи. В связи с этим святой Иоанн Златоуст пишет: "Жена чувствительнее мужа ко всему, значит, и подход к ней требуется нежный и ласковый, а не суровый". Иногда для жены бывает неприятно не то, о чем даются указания, а то, с каким это делается видом и каким тоном. Не указания нужно давать, а высказывать просьбы с любовью и смирением.
Апостол внушает мужьям быть снисходительными к женам, когда тем случится в чем-либо не угодить им. Если жена всегда старается делать так, как желает муж, то муж, когда заметит какое упущение или недосмотр, благоразумно поступит, если не подаст и вида неудовольствия; и когда необходимость заставит исправить или сделать замечание, то он сделает это так, чтобы жена и не заметила, что делается ей замечание, а что только идет рассуждение о лучшем порядке дел, в которых и она принимает участие и прилагает свои суждения.
"Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы", - учит слово Господне. Огорчение, которое мужу кажется малым и неважным, для жены - тяжело и больно. Муж должен проявлять терпеливую заботливость и внимание к жене, к ее ежедневным домашним делам и не огорчать своим равнодушием ту, которая встречает его с лаской и своим участием рассеивает все дневные неприятности.
Жена стыдливее, целомудреннее мужа. Значит, и здесь мужу следует дорожить в ней этим чувством, беречь его в ней, не оскорблять его неприличием: потеряй женщина стыдливость - она сделается отвратительна. "Муж да будет к жене своей не надменен, не горд, но милосерд, щедр, желающий нравиться только жене своей и ласкать ее почтительно, старающийся быть ей по душе, не наряжающийся с тем, чтобы уловить собою другую какую-нибудь (женщину)... Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но умеряй ее перед людьми, не употребляй и изысканной одежды на обольщение, чтобы не привлечь к себе тех женщин, которые таким образом уловляются или уловляют, чтобы не прельстить кого собою и не увлечь и чтобы вследствие этого не оказаться наследником горя, жестокого наказания и вечной смерти от Бога" (Апостольские постановления, 1, 3. С. 3-7). "Не старайся нравиться другим более, нежели жене своей, иначе и жене подашь пример бесстыдства", - учит святой Григорий Богослов. Муж должен весьма блюсти себя, чтобы своим поведением - пренебрежением, нецеломудрием или вольностью в обращении - не навредить жене, не развратить ее.
Сердце жены мягче, нежнее: добром и лаской на него легче и скорее подействуешь. Муж - убийца, если смиренная и кроткая, целомудренная и благочестивая жена становится у него рассеянной, своенравной, злоязычной, потерявшей скромность и страх Божий, озабоченной только нарядами и желанием нравиться другим.
Если муж - глава жены, ему следует быть главой прежде всего разумной, ведь голова для тела важнее и почетнее прежде своим разумом. Так пусть же он, используя все силы ума, поймет, что уважением и лаской он приобретет от жены полную преданность, что сердце человека призывают любовью и мягкостью, а не страхом и суровостью. Именно он как хозяин и глава семьи обязан в первую очередь устроить семейную жизнь так, чтобы счастье жены и детей стало бы и его собственным счастьем.
Смотрите также:
- Писатель Виктор Астафьев. После первой любви все второе →
- Гражданский брак - "за" и "против" →
- Хочу в монастырь →