Царство Божие на земле

   
   

В нашем городе много храмов - один краше другого, и, когда смотришь на все это благолепие, на душе становится легче и радостнее. Думаю, эти чувства испытываю не только я. Вероятно, есть что-то особенное в устройстве православных храмов, раз они так влияют на окружающих?
О. П е т р о в а, Сергиев Посад, Московская обл.

НЕСОМНЕННО, храм отличается от прочих зданий. Очень часто он имеет основание в форме креста, напоминая тем самым, что крестом Спаситель избавил нас от власти дьявола. Нередко храм устраивается в виде корабля, как Ноев ковчег. Иногда в основании лежит круг - знак вечности - или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол венчает глава, на которой стоит крест - во славу Иисуса Христа. Часто храм имеет не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы - Лица Святой Троицы, пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь таинств и семь Вселенских соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с ним, строится колокольня, своим звоном она созывает верующих на молитву и возвещает о важнейших частях совершаемой службы.

По внутреннему устройству православный храм делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству крещения, а ныне сюда посылают стоять тяжко согрешивших. В притворе также покупают свечи, подают записки для поминовения, заказывают молебен и панихиду. Перед входом в притвор находится паперть.

Алтарь - самая важная часть храма. У христиан он расположен на востоке. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Все алтари, кроме главного, называются приделами. Само слово "алтарь" означает "возвышенный жертвенник". Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются богослужения и находится главная святыня - престол, на котором совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю - из белого полотна и верхнюю - из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом. Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, в них никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери - северную и южную - называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы. Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево - Божией Матери, далее - образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона. Каждый храм носит имя в память того или иного священного события или угодника. Иконы также размещаются по стенам храма в рамах - киотах, лежат на аналоях - особых столиках с наклонной крышкой.

Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой - полукруглый выступ перед царскими вратами - именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие. По краям солеи, возле стен устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах. В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения - панихиды. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила, зажигаемые в торжественные моменты службы.

Смотрите также: