"Славянка" не сдается!

   
   

Скользко, пурга готова сбить с ног, но по заметенной улице пробивается пожилой человек. Глухо позвякивают под шубой ордена и медали, им вторит бубен в полотняном чехле. Ну вот, наконец добрался. "Здравствуйте, девочки и мальчики! Все собрались?" "Наши девочки, наши мальчики" - именно так ласково говорят друг о друге участники хора ветеранов войны и труда "Славянка". И какое кому дело, что средний возраст "девочек и мальчиков" 78 лет? Главное - душой не стареть!

Как поет смерть

ДА, СОБСТВЕННО, и стареть-то некогда. "Внимание! - стучит в уже расчехленный бубен руководитель ансамбля Дмитрий Сергеевич Новосельцев. - Сейчас выступим, в пятницу у нас спевка, на той неделе едем с концертом в воинскую часть, не опаздывайте - автобус будет подан ровно к 10!" Это не аврал - это нормальный ритм работы коллектива. Два раза в неделю собираются на репетиции, не реже одного - выступают. Военные песни и воспоминания звучат в школах и институтах, на промышленных предприятиях, в воинских частях и офицерских училищах. "Славянке" всегда рады, встречают восторженно, она - один из "столпов", на которых держится работа по патриотическому воспитанию молодежи в Архангельской области. Многие из участников "Славянки" прошли фронт, так что знают о том времени не понаслышке.

Да и сам руководитель коллектива Дмитрий Сергеевич Новосельцев был призван в армию со школьной скамьи в 1943 году. Попал в офицерское училище, а потом в десантные войска. "Тогда мне не было и восемнадцати,- говорит он. - Мы были резервом главного командования. Поначалу нас расквартировали возле Москвы, и только в 1944-м перебросили на Венгерское направление. Все были молодые - пацаны совсем. В одном возрасте и начальники, и подчиненные. Да и немцы против нас, откровенно-то сказать, такие же - совсем молоденькие. У них тоже мобилизация уже пятнадцатилетних подметала. Помню первый бой - впервые увидел, как работают "катюши". День такой яркий, весенний, и вдруг раздается этот чудовищный вой, и все начинает на глазах темнеть, заволакиваться дымом от пороха. Мы друг на друга смотрим и тоже чернеем. Копотью покрываемся! А потом пошли в атаку. Пока по нас стрелять не начали, думали, что после такой чудовищной работы артиллерии и не уцелел никто на стороне противника, - поле было буквально перепахано, воронка на воронке. Знаете, как поет смерть, когда мимо пролетает? Фюить, фюить, словно птички! И ни о каком там "будущем" не помышляешь - день прожил, и ладно... Много наших погибло... Многих помню.

А войну мы закончили гораздо позже 9 мая - добивали отдельные группировки, которые пытались прорваться из нашей зоны оккупации в американскую или английскую.

Ну а потом я окончил музыкальное училище, всю жизнь музыкант. И дочки пошли по музыкальной линии. Такая музыкальная династия получается. Теперь уж у меня возраст, конечно, но не сидеть же дома?! Вот организовал ансамбль ветеранов "Славянка". В этом году у него юбилей - десять лет!"

Осколочек