Земной идеал государственного человека

   
   

Она мечтала сыграть Дездемону, Настасью Филипповну и мамашу Кураж. А судьба уготовила ей участь вечного эксперта-криминалиста. Хотя, с другой стороны, редкой актрисе достаётся такая роль, благодаря которой её будут любить и помнить и через десять, и через двадцать, и через пятьдесят лет. У Эльзы ЛЕЖДЕЙ такая роль была.

В 5-м классе ходила "наниматься в артистки"

ЭЛЬЗА ЛЕЖДЕЙ родилась 19 февраля 1933 г. в Севастополе в семье моряка. О сцене девочка мечтала с детства. Будучи ученицей пятого класса, ходила, правда, безуспешно, в гастрольное объединение родного города "наниматься в артистки". А после школы отправилась в столицу. Красавицу-абитуриентку приняли сразу в два театральных училища: Щукинское и Щепкинское. Она выбрала Щепку при Малом театре. Успешно окончив училище в 1955 году, Леждей была зачислена в труппу Театра-студии киноактёра.

Дебютировала Эльза ещё студенткой в 1954 г. - в костюмно-историческом фильме Юрия Егорова "Море студёное". В этом фильме она сыграла поморку Варвару, сохранившую верность жениху, пропавшему без вести в морских просторах. После выхода картины на экраны начинающую актрису с прекрасным дебютом поздравил сам Николай Крючков.

Вскоре Эльза вышла замуж за кинорежиссёра Владимира Наумова. В картине Наумова "Ветер" Леждей сыграла проститутку Мари, неожиданно влюбившуюся в комсомольца. Кинокритики особо отмечали точно найденные актрисой "говорящие" детали. Её героиня могла вынуть кисейный платочек как бы из другой жизни и смахнуть им копоть с ящика под вагоном, в котором предстояло отправиться в дальний путь. Или негероическим жестом ужаса зажать уши во время расстрела, разделив судьбу своих новых друзей-комсомольцев.

В другом фильме Владимира Наумова "Павел Корчагин" Леждей сыграла пламенную коммунистку Риту Устинович. Павла Корчагина играл Василий Лановой. Позже актёр рассказывал: "Володя вылизывал для неё каждый кадр. И это замечательно... хотя и немного обидно. То есть жаль, что другими исполнителями он не занимался так подробно. Поэтому со времён "Павла Корчагина" я стараюсь не участвовать в фильме, если в нём снимается жена режиссёра. Впрочем, против Эльзы ничего не имею: она была замечательным человеком - добрым и располагающим".

"Теперь я могу оставить тебя окончательно"