Начало четырнадцатого века в нашей истории - время тяжкое и кровавое. Не было единения между князьями, они не могли сплотиться даже против внешней - в первую очередь ордынской - опасности. Но уже начала возвышаться в прошлом тихая и провинциальная Москва, был сделан первый шаг к объединению земель в единое государство вокруг нового центра. Сделан во многом благодаря великому авторитету главы Русской церкви того периода, митрополита Петра. В конце декабря исполнилось 680 лет со времени его упокоения.
Предназначение от колыбели
СВЯТИТЕЛЬ Петр был поставлен в митрополиты всея Руси в 1308 г. Как повествует его житие, родился он в земле Волынской от благочестивых христианских родителей Феодора и Евпраксии. Когда он был еще в утробе матери, на рассвете одного воскресного дня ей было видение. Евпраксии представилось, будто она держит на руках своих Агнца, между рогов которого выросло дерево, густо усеянное плодами и цветами, а между ними горели и благоухали свечи. Проснувшись, мать недоумевала: что бы могло значить это чудное видение? Будущее объяснило это...
Семи лет Петр был отдан в обучение грамоте, но сначала отрок учился плохо, чем сильно огорчал родителей. Но, как говорится в житии, книжную премудрость мальчик получил не от наставников, а от Бога: однажды он увидел во сне, что к нему пришел некий муж в святительских одеждах и сказал: "Чадо, отверзи уста твои!" Когда Петр сделал это, явившийся прикоснулся правой рукой к его языку и, благословив отрока, исполнил сладости его гортань. Проснувшись, мальчик никого не увидел, но только ощутил в сердце радость. С этого дня Петр стал легко и быстро понимать все, чему его учили, и быстро превзошел в знаниях всех своих сверстников.
В 12 лет Петр ушел в ближайший к месту его рождения монастырь и был принят в число братии. В монастыре он нес различные послушания, очень любил церковные службы, раньше всех приходил в церковь и позже всех уходил из нее. В храме стоял с благоговением, прилежно слушая Священное Писание, никогда не прислоняясь к стене, всегда оказывал послушание своему наставнику и с готовностью служил братии в смирении и молчании. По воле настоятеля Петр был рукоположен в священный сан. В монастыре он научился писать иконы, когда писал, старался мыслью удаляться от земного, ревностно стремился к добродетельной жизни.
Первый шаг к митрополичьей кафедре
ПОСЛЕ довольно продолжительного пребывания в монастыре по благословению настоятеля Петр удалился в пустынное место на реке Рате, где со временем основал Спасо-Преображенскую обитель. Святой был добр и незлобив, считал себя самым последним из всех. Он поучал братию с кротостью, усердно подавал милостыню, так что слух о его добродетельной жизни дошел до князя Юрия Галицкого.
В 1283 г. возглавить Русскую церковь прибыл из Константинополя митрополит Максим. Вместе с братией Петр явился к нему принять благословение и поднес в подарок икону Успения Божией Матери, которую сам написал. Но Максим недолго пробыл у власти, он скоро скончался. Вновь началась борьба за митрополичий престол. Вели ее князья, каждый из которых прекрасно осознавал, сколь велика сила митрополита, поставленного в Константинополе и имевшего статус иностранного дипломата, с исключительной властью которого не могли поспорить на равных ни епископы, ни князья и которого почитали даже татары. Поэтому в Константинополь и отправились сразу два претендента на кафедру митрополита Руси - игумен Геронтий, за спиной у которого стоял князь Михаил Ярославич Тверской (ему был необходим союзник для борьбы с Москвой и помощник в возвышении Твери, ранее он имел такового в лице Максима) и Петр. Его снарядил в путь князь Юрий Галицкий. Ехать Петр совсем не хотел, но пришлось согласиться везти послание... О том, что именно написано в письме, с которым он плывет в Царьград, ему не сказали. Он полагал, что его дело - просить на Русь митрополита из греков. Но там была совсем другая просьба - посвятить в митрополиты самого Петра. Князь Юрий в своем желании видеть на престоле своего человека тоже был небескорыстен - ему хотелось перенести митрополичью кафедру из Владимира в свой родной Галич. Не зря же Юрий был тогда наиболее могущественным из русских князей и даже именовал себя "царем Руси"! Трудно сказать, что именно повлияло на решение царьградской патриархии, но в 1308 г. в Константинополе Петр был поставлен в митрополиты.
Столица волею Петра
ВЕРНУВШИСЬ на Русь, он пытался "встать над схваткой" - успокоить усобицы, стать миротворцем. Но ему часто приходилось сталкиваться с непониманием своих намерений. Вполне естественно, что прибытие Петра не могло привести в восторг тех, кто желал видеть на его месте Геронтия. Следствием этого стал донос патриарху от епископа Тверского Андрея. Обвинения, выдвинутые против Петра, были довольно серьезны, и в Переяславле собрался собор для обсуждения этих наветов. Многие из северных князей, не знавшие нового пастыря, и боявшиеся того, что он просто ставленник Галицкого князя и будет во всем ему угождать, были недовольны его поставлением на митрополичий престол. Но в 1310 г. Петр был полностью оправдан.
Со времени собора Петр воистину стал общерусским митрополитом и проводил много времени в поездках по своей митрополии, желая привести в порядок церковные дела и нравственность общества.
По делам Церкви святителю Петру пришлось съездить в Золотую Орду для подтверждения ханом Узбеком ярлыка (льготной грамоты), по которому духовенство освобождалось от дани монголам. В ярлыке говорилось: "Никто да не обидит на Руси соборную церковь Петра митрополита и людей его церковных, никто да не взимает стяжаний ни имением, ни людьми. Никто да не вступится в церковное достояние митрополита, ибо все Божие есть; а если кто вступится и преступит наше слово и наш ярлык, тот повинен Богу и гнев на себя от Него примет, а от нас ему будет казнь смертная... Митрополит да пребывает в тихом и кротком житии, без всякой смуты, и правым сердцем молит Бога за нас, за наших детей и наше племя, ибо и мы также управляем и жалуем, как жаловали прежние цари, которые давали им ярлыки свои; и мы тем же путем и теми же ярлыками жалуем их, да и Бог нас пожалует".
Имя митрополита Петра связано с переносом резиденции русских первоиерархов в Москву, с которой его связывали давние симпатии. И до того митрополит жил в Москве чаще, чем во Владимире, - ведь чувствовать себя уютно в городе, где правил Михаил Тверской (Владимир тогда входил в Тверское княжество), он не мог. В 1325 г. святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Данииловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело важные последствия для всей Русской земли. Митрополит Петр предсказал освобождение страны от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра Руси.
В августе 1326 г. в Московском Кремле по благословению святителя был заложен собор в честь Успения Богородицы, а 21 декабря 1326 г. митрополит Петр скончался. Тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Мощи его освятили величие будущей столицы Российской державы...
Многие чудеса совершались по молитвам угодника Божия. Через 13 лет, в 1339 г., при митрополите Феогносте святитель Петр был причтен к лику святых. У гроба святого князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимого покровителя Москвы святителя призывали в свидетели при составлении государственных договоров. При гробе его нарекались и избирались русские Первосвятители. О нем постоянно упоминают русские летописи, и ни одно значимое государственное начинание не обходилось без молитвы у места его последнего упокоения - ведь именно его волей и решимостью был практически завершен спор за преобладание Москвы над Тверью.
От митрополита Петра до нас дошло его "Поучение", адресованное мирянам и духовенству. Оно дает нам основание смотреть на Петра как на очень строгого поборника порядка и благочиния в церковной среде.