Все выше, и выше, и выше...

   
   

Завоевать рекорд дальности полета в 20-30-е годы ХХ века стремились самые развитые в научном и техническом отношении страны. Между собой соперничали Франция, Англия, США, Италия, Германия. В 1931 г. рекорд завоевали пилоты США - 8065 км. В 1932 г. он перешел к Англии - 8544 км. Затем французы Кодос и Росси превысили это достижение, пролетев без посадки 9104,7 км. Но в 1937 г. эти великие достижения с большим запасом превзошел экипаж советских летчиков-испытателей, преодолев на самолете АНТ-25 маршрут Москва - Северный полюс - США протяженностью 10 148 км. Нынешним летом мы отмечаем семидесятилетие этого эпохального события.

Мечта о рекорде

В НАЧАЛЕ 30-х годов полеты на дальность, безусловно, имели прежде всего политическое значение, являлись демонстрацией силы и мощи авиации государства. Тот факт, что наша молодая, бурно развивающаяся авиация смогла не просто принять участие, но и победить в этом международном соревновании, для многих на Западе оказалось полной неожиданностью. Это был "звоночек" для тамошних политиков - Советской России палец в рот не клади! Ибо абсолютно прав был нарком обороны молодого советского государства К. Е. Ворошилов, когда сказал: "Кто силен в воздухе, тот в наше время вообще силен".

В 20-х годах XX века авиация не являлась для человечества просто видом транспорта, как сейчас, а была скорее техническим доказательством того, что человек - венец природы, ему покоряется все, даже воздушные просторы. Авиаторы того времени - сплошь яркие романтики, мечтатели. Перед ними преклонялись, посмотреть на них - покорителей неба - собирались толпы людей во всех городах мира. Авиаконструкторы постоянно совершенствовали свои пока еще довольно примитивные самолеты. С каждым нововведением они приобретали новые свойства. Но если предел устойчивости самолета в воздухе можно было проверить и в условиях домашнего аэродрома, то максимальная дальность полета требовала максимального размаха!

Дальность по прямой вычислялась как кратчайшее расстояние между точками взлета и посадки, без учета отклонений от курса и количества предпосадочных кругов. Ее подсчет велся по контрольным отметкам - вымпелам, сброшенным с самолета.

В конце 1931 г. советское правительство приняло решение о создании самолета, способного преодолевать большие расстояния. Взялся за реализацию идеи знаменитый авиаконструктор А. Туполев. Он создал самолет со значительно удлиненным крылом, большой емкостью бензобаков и большой грузоподъемностью. Под руководством А. Туполева и с участием П. Сухого, а также профессора В. П. Ветчинкина в ЦАГИ был построен самолет АНТ-25, на котором в сентябре 1934 г. экипаж М. Громова установил мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому кругу, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Планировали через Сахару, а вышло над Северным полюсом