Анна Шатилова на Красной площади в красном пиджаке

   
   

ЕЕ ПРИГЛАСИЛИ в студию, усадили, дали текст и сказали, что сегодня она будет вести дневной телеэфир. Никто не обращал на нее внимания. Вокруг десятки людей протягивали провода, включали свет, громко разговаривали. Потом все разом затихли и стали усиленно жестикулировать. Ей никто не объяснил, что эфир - это когда включаются микрофон и лампочка телекамеры. Вся страна видела, как она, ничего не понимая, озиралась по сторонам и только через 2 минуты сказала: "Здравствуйте". А в это время в голове вертелось: "Теперь меня уволят". Так началась карьера одного из самых известных дикторов отечественного телевидения Анны Николаевны ШАТИЛОВОЙ.

НА САМОМ деле карьера началась еще в детстве. Везде - в школе, которую закончила с золотой медалью, на физмате - Анна Шатилова участвовала в художественной самодеятельности. Даже на целине, куда отправилась после 3-го курса.

- Мы восемь дней добирались до Алтая в "телятниках", спали плечом к плечу на досках в телогрейках. Даже переворачивались по команде. Это сейчас кажется, что было трудно. Тогда мы чувствовали себя бесконечно счастливыми. Вернулись, ничего толком не заработав. Привезла с собой огромный каравай, горшочек меда и медаль "За освоение целины".

И опять потянулись скучные будни на физмате. Каждый день Аня ехала в трамвае и думала - хоть бы пожар, потоп, война, только бы не эта ужасная высшая математика. И вдруг в институте увидела малюсенькое объявление на доске объявлений о наборе в группу дикторов Всесоюзного радио. Она прошла конкурс на радио, а в 1962 году - на телевидении. Из 500 человек отобрали 5, в "телевизор" попали трое.

Стиль из Японии

- ПРИМЕРОМ в одежде для меня была Анна Николаевна Шилова. Одевалась она просто, но у нее была кофта - ослепительно белая, нарядная, с каким-то необыкновенным украшением. Я каждый раз удивлялась, как из простой вещи можно сотворить такой элегантный наряд. Только в конце 60-х годов телеведущих стали одевать в одной из секций ГУМа, затем шили вещи в пошивочном цехе ТВ. Помню, как нас оскорбило предложение Дома моды на Кузнецком мосту выходить в эфир в их костюмах с титрами "Одежда предоставлена". А теперь фраза: "Одежда ведущего от магазина..."- никого не шокирует.

Анна Николаевна очень верит в судьбу, в счастливый случай. Казалось бы, какая связь между тем, что она бросила физмат, и Японией? Прямая.

- Вдруг японская телекомпания надумала пригласить диктора вести программу "Говорите по-русски". А я после физмата училась на филфаке, у меня был уже диплом филолога плюс славянская внешность, эти факторы и сыграли решающую роль. Даже моя беспартийность не помешала.

Один год в Стране восходящего солнца сделал Анну именно такой, какой ее скоро узнала вся страна. Оттуда она привезла свой знаменитый стиль - красный пиджак и блузку с поднятым воротничком.

Зритель-душитель

ОДНАЖДЫ она читала в эфире программы "Время" большую тассовку. Где-то на третьей страничке почувствовала, что ее как будто душат. Она пыталась откашляться - не помогло, дочитала с трудом.

История имела неожиданное продолжение. В "Останкино" пришло письмо из Донецка от человека, который подробно описал, как он душил диктора Шатилову, основываясь на своем изобретении. Были приложены схемы этого аппарата и способы воздействия через экран.

Что удивительно, на этого зрителя она нисколько не обиделась. Что их козни по сравнению с коварством и предательством коллег! Сколько талантливых людей было изгнано с экрана по наущению "доброжелателей". Чего стоит поступок одной из "легенд" отечественного телевидения, всесоюзной сказочницы. Она взяла и объявила о смерти живого человека, тоже "легенды" Анны Шиловой. На телевидении стали срочно готовить материал, брать интервью у тех, кто знал ее. Буквально через несколько минут все это должно было быть в эфире. Только Шатилова засомневалась и позвонила Шиловой.

- Как вы себя чувствуете?

- Да ничего, - ответила та, - отдыхаю после обеда.

Анна Николаевна прибежала на съемочную площадку к коллеге.

- Вам привет от Анны Николаевны Шиловой.

Извинений не последовало.

Душа - это птичка

В ПРОШЛОМ году, когда столица отмечала 60-летие битвы под Москвой, Анна Николаевна вела торжественный вечер на Поклонной горе.

- На таких встречах мне всегда грустно. Моя мама получила повестку о том, что ее муж, мой отец, без вести пропал в октябре 1941 года. И я ничего не знала о его судьбе. Директор музея Вячеслав Иванович Брагин дал мне анкету, я написала все, что мне было известно об отце. И Фонд "Народная память" его нашел.

В мае этого года Анна Николаевна поехала в Германию. В 100 километрах от Лейпцига в лагере для военнопленных "Цайтхайн" в 1943 году умер ее отец. 33 тысячи советских солдат лежат в той земле. Сейчас это просто огороженный колючей проволокой участок в лесу, мемориал. И ни одной фамилии.

- Тяжелее и эмоциональнее в моей жизни ничего не было. Вы представляете - поле, птицы поют, и все. Я только знаю, что там мой отец. Мы отъезжали от мемориала, и вдруг перед колесами появилась маленькая птичка. Она прыгала впереди машины и не давала нам двигаться. Целый час мы ехали молча. Мне кажется, что птичка - это душа моего отца. После 60 лет забвения она наконец-то нашла успокоение. Я верю в это.

У Анны Николаевны прекрасная семья, о которой она не любит откровенничать. Сын Кирилл закончил романо-германское отделение МГУ, знает несколько языков и успешно трудится в иностранных фирмах. В январе этого года у Анны Николаевны родился внук Всеволод. Она ездит, как все, в общественном транспорте, общается со зрителями в трамваях и метро. Но неизменно прекрасно выглядит в элегантном красном пиджаке и белой блузе с поднятым воротничком.

Смотрите также: