Эльдар Рязанов - наверное, самый народный режиссер. Ведь, если в титрах стоит имя Рязанова, картину посмотрят все. Достаточно, например, вспомнить, что целые поколения наших сограждан на протяжении многих лет встречали самый любимый и традиционно семейный праздник - Новый год - с его фильмами. Сначала это была "Карнавальная ночь", потом - "Ирония судьбы, или С легким паром!". А это значит, что всем нам он практически родной. 18 ноября Эльдару Александровичу исполнилось 75 лет. Его фильмы - это история его жизни.
1. "Карнавальная ночь" (1956 г.)
ПОСЛЕ выхода этого фильма имя начинающего режиссера Эльдара Рязанова, до этого снимавшего только документальное кино, узнала вся страна. Картина тут же стала лидером проката, собрав 48,64 млн. зрителей. Юная Людмила Гурченко после премьеры тоже встречала новый год суперзнаменитой. А ведь ее сначала даже не утвердили на роль...
Весной 1956 года Люду Гурченко пригласили на пробы в музыкальный фильм. Из всех актрис только она пела сама. И все же ее не утвердили. Но уже вскоре в дело вмешался его величество Случай. В коридорах "Мосфильма" Гурченко встретил Иван Александрович Пырьев. Сначала поморщился, глядя на ее широченную юбку, утянутую талию и вихляющую походку. Но потом вдруг окликнул, внимательно оглядел, и уже через несколько минут главному оператору было поручено сделать из нее человека.
Большую часть фильма снимали не в павильоне, а в фойе Театра Советской Армии. Закончили съемки в рекордный по тем временам срок - 5 месяцев. Однажды, как- вспоминала потом Гурченко, на съемках неожиданно появилась группа иностранных граждан. Юную актрису их присутствие немного смущало, а Рязанова - нисколько. Он тут же начал шутить с ними на каком-то иностранном языке - так, как будто полжизни провел за границей.
2. "Ирония судьбы" (1975 г.)
ПРЕМЬЕРА фильма "Ирония судьбы" состоялась в новогоднюю ночь 1976 года. Это был первый опыт многокамерной съемки (фильм снимали 3 камеры одновременно). "Двухкомнатная квартирка" главного героя Лукашина занимала 600 кв. метров павильона на "Мосфильме". В 60-х пьеса "Ирония судьбы" шла во многих театрах. Сценарий был написан по рассказу Никиты Богословского о том, как он по ошибке отправил своего пьяного друга в канун Нового года в Киев с 15 копейками в кармане. Это реальная история.
Именно на съемках этого фильма начался самый красивый роман в жизни Эльдара Рязанова - с его второй женой Ниной, которая одним своим присутствием на съемочной площадке сглаживала все конфликты... Когда ее не стало, на ее могиле Рязанов поставил огромный камень, расколотый на две половинки.
Валентина Талызина: "Первоначально маску Ипполита примерял Андрей Миронов (прочитав сценарий, он захотел стать Лукашиным, но Рязанов утвердил Мягкова). Потом на роль Ипполита пригласили Олега Басилашвили, но у него вскоре умер отец, и роль передали Юрию Яковлеву. А на роль Наденьки приглашали Людмилу Гурченко, Алису Фрейндлих, Ларису Голубкину, Светлану Немоляеву. Поговаривают, что Рязанова просто заставили снимать в главной роли Брыльску, иначе грозились фильм закрыть. Все понимали, что эта роль - настоящий выигрыш. Все, кроме самой Барбары. Я не считаю ее талантливой актрисой и до сих пор не понимаю, зачем мне пришлось ее озвучивать. Но фильм получился очень удачным. В основном благодаря кинооператору".
Юрий Яковлев: "После выхода фильма "Ирония судьбы" мне пришло много писем с одним и тем же вопросом: "За что меня бросила Брыльска?" Женщин это очень удивляло, ведь тогда были в моде положительные герои. Чтобы сыграть Ипполита, мне пришлось отказаться от важной привычки, свойственной мне в жизни, - постоянно смотреть на себя со стороны. Это отсутствие самоиронии было определяющим недостатком в характере Ипполита, и, мне кажется, именно из-за этого Наденька ушла от моего героя".
Андрей Мягков: "Это был первый фильм, в котором я снялся у Рязанова. Помню, один из съемочных дней "Иронии судьбы" совпал с днем рождения Саши Белявского. Мы - я, Шура Ширвиндт и Жора Бурков - приготовили ему маленькие подарочки, закуску. Причем выпили "без преувеличения", как нам казалось. Но, видимо, со стороны это выглядело по-другому".
Продолжает Александр Ширвиндт: "Сняв первый дубль и ощутив неслыханный творческий подъем, мы потребовали второго дубля. После третьего даже такой высочайший кинопрофессионал, но совершеннейший дилетант, как алкоголик, Эльдар Рязанов учуял неладное. "Стоп! -раздалось под сырыми сводами "Мосфильма". - Они пьяные!" Истерика и ненависть Эльдара не знали предела! На следующее утро до начала съемки все четверо участников были подвергнуты тщательному "таможенному досмотру". Перед командой "Мотор!" Эльдар Александрович лично откупоривал все бутафорские водочные бутылки и нюхал с пристрастием свежую воду. Снимали тот же эпизод - играли пьяных, шумели, старались хорошим поведением скрасить перед Рязановым вчерашний проступок. "Стоп! Снято!" - прозвучал наконец под утро усталый, но, как нам показалось, довольный голос Рязанова, что дало право всей компанией подойти к нему и робко намекнуть, что материал, снятый вчера и сегодня, вряд ли смонтируется, ибо вчера был пир естественности, а сегодня потуги актерского мастерства. Эльдар сказал, что вот как раз случай проверить, с какими артистами он имеет дело, ибо иначе проще было бы взять на эти роли людей под забором. Мы виновато удалились, но в картину вошли кадры, снятые в первую ночь! Вот и верь после этого в искусство перевоплощения".
Александр Белявский: "Наверное, мало кто знает, что Эльдар Александрович хотел сделать картину "Тихие омуты" продолжением "Иронии судьбы" . Главного героя - уже повзрослевшего доктора Женю Лукашина - должен был играть Андрей Мягков, а вместе с ним появились бы и друзья - мы с Ширвиндтом (вместо Буркова, который умер несколько лет назад, Рязанов решил не брать никого). Мой герой должен был стать спортсменом, экс-чемпионом, занимающимся тренерской работой, герой Ширвиндта - банковским служащим. К сожалению, Мягков сниматься отказался, а вместе с ним и мы тоже".
3. "Служебный роман" (1977 г.)