Роман Поланский дёргал Бога за бороду

   
   

РЕЖИССЕР Роман Поланский, поляк, живущий и работающий во Франции и Англии, давно стал живой легендой мирового кинематографа. "Ребенок Розмари", "Тэсс", "Китайский квартал", "Горькая луна", "Девятые врата" и прочее, прочее. У него снимались Настасья Кински, Катрин Денев, Джек Николсон, Джонни Депп и прочие звезды "первого эшелона", хотя работа с Поланским - тяжелое испытание. А последний его фильм - "Пианист" - собрал, кажется, все мыслимые премии: "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля, 4 приза Национальной ассоциации кинокритиков США, 2 приза Британской киноакадемии BAFTA, 7 призов Французской академии Cesar и три "Оскара", в том числе и за лучшую режиссуру.

ПОЛАНСКИЙ сам приехал в Москву, чтобы накануне Дня Победы представить здесь "Пианиста". От "обязательной программы" иностранных туристов - Кремль, Большой театр, Пушкинский музей - он вежливо отказался, посетил лишь два ужина в его честь - во французском и польском посольствах. И встретился с главным редактором "АиФ" Николаем ЗЯТЬКОВЫМ - за чашкой чая он рассказывал о фильме и о том, что ему самому пришлось пережить.

"Список ШИНДЛЕРА" - это про меня!"

ПРО самого Поланского уже давно можно снимать фильм - его жизнь столь насыщена драматическими событиями, что сценаристам и режиссерам даже придумывать ничего не надо. А начиналось все так хорошо...

Маленький Ромэк жил с родителями в Париже - городе каштанов, любви и гениев. Однако накануне Второй мировой войны семья переехала на родину, в Польшу. Знали бы родители, чем обернется им любовь к родной земле, тысячу раз изменили бы свое решение. Но Ромэку очень понравилась Польша, ничуть не меньше, чем Париж, - кривые краковские улочки, ароматные булки по утрам, друзья, с которыми он целыми днями носился по дворам.

Когда немцы вошли в Польшу, мать и Ромэк оказались в Краковском гетто. Отец в это время был в Англии. Он записался в эскадрилью, чтобы освободить своих любимых - жену и сына. Мать не пережила ужасов гетто, а Роману удалось бежать. Но он до сих пор не может спокойно вспоминать о том, как его, голодного, затравленного мальчишку, немцы превратили в живую мишень - он скачками мчался вдоль стены гетто, а хохочущие фашисты стреляли по нему. Прожитые годы не притупили боли - видимо, поэтому Поланский в свое время отказался снимать "Список Шиндлера", за который в итоге взялся Стивен Спилберг:

- Много лет назад мне первому предложили снимать "Список Шиндлера", но события в этой картине разворачиваются именно в Краковском гетто - том, где жил я. Эта история оказалась слишком близка к моему собственному жизненному опыту. Я не смог бы, да и не хотел никогда делать фильм о своей жизни - в автобиографическое кино не верю. Но в случае с "Пианистом" - историей польского пианиста Шпильмана, который вместе с семьей проходит в Варшавском гетто через все круги ада, - я был готов воспользоваться всем, что я помню, и в то же время не говорить о себе самом или о своих близких.

Первое русское слово, которое выучил Поланский, было "Кушай!". Война шла к концу, большинство гетто на территории Польши уже были расформированы, и Ромэк Поланский прижился в одном из районов Кракова, где квартировали немцы. "Самое, между прочим, безопасное место для маленького еврейского мальчика, - смеется сейчас Поланский, вспоминая ту историю. - Несколько семей обосновалось в подвале дома, который меньше других пострадал от бомбежек. Вместе с людьми жил гусь - гордость подвала. И вот в один прекрасный день в наше "подполье" вбежал один знакомый и закричал: "Идиоты! Что вы тут прячетесь? В городе уже русские!" Мы выбежали на улицу и увидели русские войска. Люди тащили солдат в дома, чтобы угостить их. Двух солдат - совсем молоденьких мальчишек - мы привели в наш подвал, и одна из женщин сварила суп из нашего гуся. Я помню, как мы сидим за столом, перед ними дымятся два блюда с похлебкой, один жадно глотает суп, а кто-то из наших толкает его локтем в бок и говорит:"Кушай! Кушай!"

Этот эпизод из своего детства Поланский использовал в "Пианисте".

- Господин Поланский, как вы думаете, почему сегодня режиссеры стали часто возвращаться к теме Второй мировой войны? За последние несколько лет на экраны вышли "Список Шиндлера", "Враг у ворот", "Спасая рядового Райана", а теперь - ваш "Пианист".

- Могу ответить только о себе. Свой первый фильм "Нож в воде" я снимал в Польше, а вскоре после этого уехал работать за границу - в Англию, во Францию. И каждый раз, когда я давал пресс-конференцию, мне задавали вопрос: "Вы собираетесь еще снимать фильмы в Польше?" Моим ответом всегда было: "Да". Тогда меня спрашивали: "А на какую тему?" Конечно, это должно было быть что-то, связанное с воспоминаниями о детстве. А это значит - Вторая мировая война. Но все эти годы я просто не был готов к тому, чтобы начать работу над такой историей, - необходимо было, чтобы воспоминания улеглись, все отстоялось... Если бы мемуары Шпильмана, по которым в итоге был снят "Пианист", попали бы мне в руки 25 лет назад, я не стал бы снимать этот фильм. А сейчас я почувствовал, что хочу рассказать людям о том, что пришлось пережить мне и тысячам, тысячам других.

- Ваш фильм вышел в прокат в Германии. Вы интересовались, какие чувства испытывали немцы после его просмотра?

- Вы знаете, я никогда не смотрю свои фильмы в зрительном зале - за время съемок и монтажа я так устаю от материала, что перестаю воспринимать его как цельное произведение. Обычно я выхожу на сцену перед началом сеанса, а потом выскальзываю в боковую дверь и возвращаюсь, когда на экране уже идут титры. Что я могу сказать про Германию... Я видел, что люди оставались в креслах, когда экран уже давно погас, что им трудно было говорить сразу после просмотра - им необходимо было время, чтобы привести в порядок чувства. Я знаю, что фильм посмотрело больше миллиона немцев. К моему удивлению, не могу сказать то же самое про Австрию. Нам-то кажется, что немцы и австрийцы - это одни и те же люди. На самом деле в Австрии по-другому относятся к событиям Второй мировой войны. Австрийцы считают, что Гитлер был немцем, а Бетховен - австрийцем и ко всем ужасам войны они отношения не имеют.

"Оскара" мне прислали по почте