Олег Непомнящий: "Я всю жизнь при ней в роли свахи"

   
   

ПРОДЮСЕР Олег Непомнящий знал Аллу Борисовну еще тогда, когда она в девушках ходила. Шутка ли - он дружит и сотрудничает с Пугачевой аж с 1968 года, когда "живая легенда" была простой студенткой музучилища, которая и в самом фантастическом сне не могла себе представить, бремя какой славы падет с годами на ее хрупкие плечи. Непомнящий - не просто живой свидетель всех житейских перипетий, взлетов, сумасшедшего успеха и разочарований суперзвезды. Он - непосредственный участник многих событий, из которых по кирпичику складывалась легендарная биография АБП.

"Серой мышкой даже в бедности не была!"

- В КОНЦЕ 60-х годов я преподавал сценическое движение и пантомиму студентам отделения клоунады и музыкальной эксцентрики Московского эстрадно-циркового училища. Каждое лето сколачивал из своих учеников концертную бригаду, и мы подрабатывали концертами в глубинке - на полях, фермах, заводах. Случилось так, что летом 1968 года мы остались без концертмейстера, которого пришлось искать в пожарном порядке - срывалась поездка. Кто-то из моих знакомых дал телефон студентки музучилища им. Ипполитова-Иванова, отрекомендовав ее как "очень талантливую девочку, которая не только прекрасная пианистка, но и очень хорошо поет, так как учится на дирижерско-хоровом отделении". Студенткой оказалась Алла Пугачева, которая к тому моменту записала песню "Робот", и она прозвучала в популярнейшей программе Всесоюзного радио "С добрым утром!". О молодой певице тогда сразу заговорили. Пригласив Аллу в училище "на смотрины", я тогда собрал всех, с кем мы должны были ехать на гастроли.

- Какое впечатление на вас произвела соискательница? Говорят, она в те годы большой скромницей была, на моду мало внимания обращала...

- Глупости! Серой мышкой она даже в той бедности не была, одевалась довольно модно. Она вообще, сколько я ее знаю, всегда была яркой, что подчеркивалось еще и необычным оттенком ее родных рыжих волос, зелеными глазами и большим количеством веснушек. Особый шарм придавал и странный смех, теперь известный всему миру. Весь курс тогда поразился, какая она классная пианистка, стоило ей только заиграть. А уж когда запела свои песни, все внимали завороженно, овацию устроили. В том числе и студент из Литвы Миколас Орбакас, который через пару лет стал мужем Аллы и отцом Кристины в мае 1971 года.

Алла тогда как-то сразу настолько влилась в наш коллектив, что вскоре уже и преподавала на нашем отделении музыкальной эксцентрики. Через несколько лет, когда я работал с ансамблем "Москва и москвичи", мы пригласили в свой коллектив Пугачеву: я приехал к ней домой, уговорил ее, что было безумно сложно - грудной ребенок и т. д. Алла стала работать, вошла в нормальный гастрольный ритм, сделала с Юликом Слободкиным программу "Ты, я и моя песня", с которой они стали ездить по стране. Потом в 1973 году был Всероссийский конкурс артистов эстрады, где Алла победила с песней "Посидим, поокаем", а уже в 1975 году стала суперпопулярной после исполнения "Арлекино" на конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии, где была удостоена Гран-при.

Отдал будущему мужу свое место

- ЧУТЬ позже Алла стала петь в ансамбле "Веселые ребята", но в тот период я с ней не работал. Пригласила она меня к себе директором коллектива в 1980 году, когда уже несколько лет слыла певицей N 1 всего Советского Союза. Я тогда сменил в должности Евгения Болдина, который к тому моменту стал, как сейчас говорят, генеральным продюсером. Между прочим, я имел к их знакомству самое непосредственное отношение, хотя и Алла, и Болдин излагают другой вариант данной истории.

- Хотелось бы и вашу версию услышать.

- Ну, они мне всегда с ухмылкой такой рассказывают, что, мол, и до меня знакомы были. Правда, когда и где они там могли без меня быть знакомы, ума не приложу. Ну, если им так хочется, то на здоровье! В свое время бывшего офицера Болдина привел ко мне известнейший администратор Миша Плоткин, отрекомендовал как прекрасного человека и попросил, чтоб я помог устроиться Болдину администратором на эстраду, или, как теперь это называется, в шоу-бизнес. Я тогда, в 1973 году, как раз в очередной раз переходил с эстрады на работу в цирк - вот и рекомендовал Евгения Болдина вместо себя. А потом, в 1978 году, на дне рождении того же Миши Плоткина я Аллу с Болдиным и познакомил. Она тогда звала меня к себе работать, но так как в Цирке на Цветном бульваре мне было неплохо, я ей присоветовал взять Болдина: "Вот, очень хороший человек!" Так он стал ее директором, потом она вышла за него замуж. Поэтому вот эта фотография, где я снят на 50-летии Аллы в ресторане "Метрополь" со всеми ее тремя законными мужьями, говорит если не обо всем, то о многом: именно Непомнящий был виновником всех этих знакомств, закончившихся свадьбами. Как ни крути, но получается, что я всегда при Алле в роли свахи.

- Свою роль в "деле" Орбакаса и Болдина вы осветили достаточно внятно. Ну, а к знакомству Филиппа с Аллой вы каким боком имеете отношение? Известно ведь, что бабушка Филиппа, будучи соседкой Зинаиды Архиповны Пугачевой по больничной палате, упросила последнюю, чтобы ее "звездная" дочь "взяла шефство" над "талантливым мальчиком", который до потери пульса влюблен в нее чуть ли не с пеленок.

- Здрасте! Зато я имею самое прямое отношение к сватовству. Действительно, Алла в свое время прослушала Филиппа, взяла его к себе в театр, они вместе ездили на гастроли. Но ни о каких любовных отношениях тогда и речи не было. Потом они поссорились на творческой почве и несколько лет вообще не общались - принципиально! Филипп за это время сделал головокружительную сольную карьеру и стал настоящей звездой. Тогда он и пригласил меня к себе директором, так как у нас были прекрасные отношения еще со времен его работы в Театре песни. В 1994 году в Севастополе состоялась большая суперзвездная концертная программа, в которую были приглашены и Алла, и Филипп. Именно там мне и удалось их помирить. И у того, и у другой были по соседству дачные домики на берегу моря. Филипп знал, что я обязательно навещу Аллу, и загорелся тоже встретиться с ней. Выпытал у меня, какую рыбу любит Пугачева. А она любит камбалу. Вот мы эту камбалу и раздобыли, причем ночью! И очень вкусно ее приготовили. Приобщив к камбале бутылку шампанского, Филипп отправил меня со всеми этими дарами к ней. Я вошел со словами: "От короля - королеве!" Алла была польщена, но, учитывая "войну" с Филиппом, съязвила: "Уж не отравлена ли эта камбала?" На что я ей ответил: "Если сомневаешься, то пусть кто-нибудь из твоих приближенных испробует!" (Алла как раз со своими музыкантами в домике сидела.) А потом и говорит: "А смог бы твой "король" сейчас, ночью, достать ящик шампанского?" Отвечаю ей: "Нет проблем, Филипп же не просто так меня сюда прислал, а выражая свою безграничную к тебе любовь!" Я тут же вернулся назад к Филиппу, передал пожелание, и мы стали судорожно думать, где же в это время ящик шампанского достать, тогда ведь никаких ночных магазинов и ресторанов в Севастополе в помине не было. И вот удача: в том самом нашем гостевом домике оказалось несколько бутылок в подвале. Мы нашли ящик, поставили туда эти бутылки и уже вместе с Филиппом отнесли его Алле. Лед тронулся, и контакт был налажен. Потом, уже в Москве, были со стороны Филиппа ухаживания, цветы и подарки, что получило свое логическое завершение в день их помолвки 13 января 1994 года. А потом состоялась и регистрация во Дворце бракосочетаний Петербурга.

- А почему не Москвы?

- А потому, что у Филиппа как раз в тот момент были сольные концерты в Санкт-Петербурге, посмотреть которые специально приехала Алла. О том, что уже была помолвка, знал тогдашний мэр Анатолий Собчак, с которым оба дружили. Вот он-то, видимо, и убедил их сочетаться браком в своем городе. Сам как мэр лично эту процедуру и осуществил. Все было очень красиво и необычно. Собирались они и венчаться, но у Филиппа мама умерла. Похороны, траур...

Венчаться Пугачевой разрешил патриарх

- ПОЧЕМУ венчание было в Иерусалиме? Потому, что "роялем в кустах" стали израильские гастроли?

- Нет, они так изначально планировали, чтоб венчаться непременно там. Поэтому и гастроли мы там специально заделали, чтоб совместить полезное с приятным.

- Алла Борисовна, говорят, разрешение на подобное венчание аж у самого Патриарха всея Руси запрашивала. Только непонятно, на что требовалось разрешение: на венчание после трех официальных браков или на проведение обряда в русской церкви Иерусалима?

- Видимо, она хотела получить благословение и на то, и на другое. И получила. Это был необыкновенно красивый обряд при стечении моря народа из числа наших бывших соотечественников, проживающих в Израиле, туристов из бывшего СССР и даже иностранцев. Они всю площадь перед храмом оккупировали: как-никак сама Пугачева под венец идет! Люди умудрились как-то заранее все прознать, вот и собрались к назначенному времени. Целый час шла служба, а на выходе из церкви "молодых" по православному обычаю осыпали зерном и монетами. Оттуда отправились отмечать свадьбу в уютный загородный ресторан, где в числе гостей был и тогдашний посол России в Израиле Александр Бовин. Из Израиля мы сразу отправились в Германию, где у Аллы и Филиппа проходил медовый месяц, причем не было абсолютно никаких концертов! Единственное, чем они себя там утруждали, так это походами по магазинам - закупали предметы домашнего обихода для своих резиденций - квартиры Филиппа на Земляном Валу (276 кв. метров. - Прим. ред.) и загородного дома Аллы на Истре. Это было очень счастливое время не только для них, но и для меня: было чертовски приятно, что два моих любимых человека, с которыми я долгое время дружил и работал, обрели наконец свое счастье.

И певица, и экстрасенс

- КАК, по-вашему, почему никому из современных отечественных эстрадных певиц до сих пор не удалось превзойти Аллу Борисовну?

- Потому, что Алла обладает непревзойденным вокальным и актерским талантом. Безусловно, она - большой музыкант на все сто пятьдесят процентов, с поразительным слухом. Поэтому, когда она играет на рояле любое, даже классическое произведение, выходит всегда безукоризненно точно. На концертах Алла часто допускала высказывания, которые становились и лозунгами, и пословицами-поговорками. Зритель всегда очень любил послушать, что она говорит. Так как из ее уст всегда шел какой-то протест. И она умела донести его теми словами, которые были в душе у каждого сидящего в зале. У нее вообще ярко выраженный экстрасенсорный талант и очень сильное биополе, которое позволяет ей буквально завораживать аудиторию. И не только песни, но и ее взгляд позволяет ей целиком и полностью владеть и управлять залом. Сотни раз наблюдая за ходом концерта Аллы из зала, я не раз ловил себя на мысли, что под воздействием ее взгляда делаю именно то, чего хотят ее глаза. Например, если она смотрела в зал и ей хотелось, чтобы публика встала, то зал вставал. Или взять, например, ее мощнейший ораторский посыл: уверен, что если бы она захотела, чтобы публика покинула зал и вышла на улицу на какую-нибудь манифестацию или демонстрацию, то все, не задумываясь, пошли бы за ней.

Алла - всегда протест

- В ЭТОЙ связи неудивительно, что Алла Борисовна обладает в нашей стране самой большой, самой фанатичной и самой агрессивной армией поклонников, многие из которых кинули собственную судьбу на алтарь кумира. Превращая не только собственное существование, но нередко и жизнь своей богини в реальный театр абсурда...

- Вот именно! Пока Алла не поселилась за городом за высоким забором и не окружила себя охраной, покоя не было ни днем, ни ночью. Поклонники ездили за ней на все концерты по всей стране. А в Москве у знаменитого подъезда на Тверской их тусовки не прекращались 24 часа в сутки. Одни уходят, но тут же "вахту" другим сдают. Те, что несли эту " вахту", отличались агрессивностью, и любое слово против вызывало у них ярость. Не только вся эстрада, но и сами поклонники старались подражать Алле всегда и во всем. Фанатки красили волосы в рыжий цвет, делали такую же прическу, шили подобную одежду, пытались перенимать манеру поведения и декларировать какие-то лозунги: как им казалось, в стиле Пугачевой. Но, почти всегда неправильно понимая сущность Аллы, постоянно допускали откровенно хулиганские перегибы и всевозможные выверты. Помню, как принципиально не пропустил одну ярую фанатку на концерт: она была настолько пьяна, что на ногах не держалась. В отместку она подговорила своих "боевых подруг", и они устроили мне "большую стирку". Выхожу я из Аллиного подъезда, пытаюсь пройти к своей машине. Весна, кругом лужи, а я в дорогущем новом плаще из светлой лайки. Сразу вижу, что у моей машины с корнем выдрано боковое зеркало. Фанаты, человек двадцать, сразу на меня набросились, вываляли в луже, плащ в рваную половую тряпку превратили. И это при всем том, что они ко мне очень хорошо относились, так как я всегда старался с ними ладить. С годами, конечно, они взрослели, кто-то уходил (в том числе и из жизни), появлялись новые, уже менее агрессивные. Но все они всегда жили в унисон с ритмами, под которые жила сама Алла. Менялась Алла - менялись и они. Сейчас этот "институт фанатов" уже не тот, конечно. Они другие, под стать времени. Спокойней они как-то стали, слава тебе господи!

- Пародокс, Олег Наумович, получается! Время, наоборот, день ото дня агрессивнее становится, а фанаты умиротвореннее, что ли?

- Так в этом вся соль, вся суть Аллы! А Аллу, как я уже сказал, поклонники всегда копируют. Что такое Алла Пугачева? Это - всегда протест. Когда в стране был застой, тишь да благодать, Алла бунтовала, агрессивная была. Сегодня все агрессивные, а Алла, наоборот, умиротворена. Она сегодня другая, она теперь - шикарная дама из высшего общества, богатая и красивая. И в этом - опять протест, снова вызов.

Смотрите также: