История самого смешного театра

   
   

В КОНЦЕ этого года в Театре сатиры - праздник. Театру исполняется 80 лет. По этому поводу актеры, связавшие с ним свою жизнь, вспоминают о самых ярких событиях и историях, произошедших за это время в театре...

Как коты заваливали спектакли...

ВСЕ, что связано с Театром сатиры, всегда смешно. То ли оттого, что как корабль назовешь, так он и поплывет. То ли оттого, что работали и работают в этом театре люди с редким чувством юмора и безудержной фантазией. "Это особый дар - быть комедийным актером, - рассуждает Ольга Аросева. - Это не всякому дано. В наш театр надо приходить смолоду, в нем надо воспитаться, приобрести мастерство".

С самых первых лет существования Cатиры ее актеры любили не только смешить публику, но и "подколоть" или разыграть своего партнера. И главное - это всегда были мастера своего дела: Павел Поль, Федор Курихин, Георгий Тусузов, Дмитрий Кара-Дмитриев, Владимир Лепко, Владимир Хенкин. Они считали, что если зритель не встречает и не провожает актера овациями - значит, он плохой актер. Так, когда в одном спектакле Поля и Лепко провожали аплодисментами, то Хенкин почему-то, уходя за кулисы, не дождался заслуженных оваций. Тогда он снова вернулся на сцену, подошел к рампе и сказал от себя: "Я где-то здесь ключи потерял..." И стал их искать, выворачивая карманы, шаря за пазухой и на полу. Он занимал внимание зрителей 5 минут и добился-таки аплодисментов.

В другом спектакле перед актером Федором Курихиным стояла противоположная задача: не привлекать к себе внимания зрителей. Он должен был изображать купающегося, спокойно сидеть на скамейке в купальном костюме, а в конце спектакля прыгнуть в купальню и исчезнуть. И все прошло бы хорошо, если бы во время спектакля из-за кулис не вышла кошка. Ей очень приглянулось место рядом с Курихиным, и она тут же запрыгнула ему на колени. Недолго думая, Курихин схватил животное и быстро бросил его вниз, в купальню, где в это время как раз находился рабочий сцены, которому кошка упала точно на голову. Рабочий, испугавшись, вцепился в кошку и резко отбросил туда, откуда она прилетела. Ошалевшее животное вновь попало на колени к Курихину. От такой неожиданности актер свалился со скамейки и сорвал мирное течение спектакля...

Вообще с котами в истории театра много сюжетов. Уже позднее, когда театром руководил Валентин Плучек, кот, который жил в театре, чуть не завалил "Ревизора". В самый кульминационный момент, когда в спектакле должен был появиться Ревизор, на сцену вдруг выскочил взъерошенный котяра. Совершив несколько мощных прыжков, мелкий хищник пробежал по спине пианиста, вскочил на рояль и сиганул на занавес. Свет софитов, музыка и кот, раскачивающийся на ткани, произвели на публику мощный эффект. Шквал аплодисментов долго не стихал. А находившийся на спектакле иностранный режиссер выспрашивал у режиссера Валентина Плучека, откуда появился "чьерт". "Дрессируем. По специальной методе", - нашелся Плучек. На следующем спектакле иностранец долго ждал появления кота, но тот так и не показался. "Где же кот?" - удивлялся гость. "Обожрался, отдыхает", - слышал он в ответ...

Смешливый Миронов