Борис Немцов. Город Сочи для любимой дочи

БОРИС Немцов - один из самых известных общественных деятелей России. Еще недавно его называли молодым реформатором и преемником Бориса Ельцина и одним из самых влиятельных политиков страны.

Сегодня у Немцова на первом месте не законотворчество и кремлевские интриги, а семья. Выходные Борис Ефимович часто проводит на Черноморском побережье.

Часть 1. Отец...

   
   

- ЧЕМ вам так близок город Сочи?

- Во-первых, я родился в Сочи и провел здесь свои первые семь лет жизни. Мама работала здесь врачом, а отец строил город. Кстати, он строил и дачу Хрущеву в Пицунде, и довольно известный в стране санаторий "Россия". Потом мы уехали в Нижний Новгород, а оттуда в Москву. Но каждый год мы ездили отдыхать в Сочи. И этот город всегда был мне очень близок.

А моя дочь Жанна очутилась в Сочи уже через пять лет после рождения. Ее прямо в коляске привезли на теннисный матч в парке Ривьера. Так что у нее почти что генетическая связь с этим городом. Видимо, этим и объясняется ее довольно странное желание стать мэром Сочи. Если честно, сначала думал, что это какой-то детский каприз, переходящий в женский. Но теперь я начинаю понимать, что это желание довольно осознанное и она действительно много думает о том, что можно сделать для этого города. Мне удивительно и даже приятно, что дочь решила пойти по моим стопам. И я готов ей всячески помогать в этом, хотя это и непростое дело.

- И что вы уже придумали сделать для этого города?

- В Сочи есть один район, который назван в честь дочери Иосифа Сталина, - район Светлана. Вот у нас с Жанной и родилась мысль построить в городе новый район и назвать его в честь Жанны (смеется). По всей видимости, это лучший способ стать известным в Сочи. Конечно, это пока только далекие мечты. Такой проект мы если и сможем когда-нибудь осуществить, то очень нескоро. Ведь Жанна еще только учится в МГИМО.

- Вы много помогаете дочери. Ваши родители вам тоже помогали?

- Да нет. У меня еще есть старшая сестра. Так мама воспитывала нас одна. Она была замотана службой, работала на полторы ставки. Мы постоянно жили в нищете, и у мамы не было на нас никакого времени. Она не знала, ни в каком я классе учусь, ни какая идет четверть. В это трудно поверить, но это сущая правда. Мама узнавала про мои школьные дела, только когда ее вызывали в школу за мое плохое поведение. Такая вот история. Единственное, что она мне всегда говорила: "Я тебе помочь ничем по жизни не могу, надейся на себя". Эту мысль она мне внушала чуть ли не с трех лет, и она мне так запала в душу, что я всегда только на себя и надеялся.

- Ваша жизнь сложилась довольно успешно. То, что вы с детства всего добивались сами и у вас не было богатых родителей, способствовало этому или, наоборот, мешало?

- Не знаю, скорее, способствовало. Ведь сейчас в России вообще существует такая проблема - дети богатых родителей. Это несчастные люди. Они не знают настоящей жизни, надеются на папу с мамой, учиться не хотят. Они уверены, что их никто никогда не кинет и им все равно дадут денег. В результате это - потерянное поколение. Я же не сразу стал жить хорошо. Сначала мы семь лет квартиру снимали. У нас были очень большие материальные проблемы, и дочь все это видела.

- А какой тактики вы придерживаетесь в воспитании своих детей?

- Я своих детей никогда в жизни даже пальцем не тронул. Тем более, если говорить о девочке. Такое просто в голове не укладывается. Между прочим, и мои родители меня никогда не били. Один раз в жизни, много-много лет назад, отец шлепнул меня по заднице, но это было всего один раз. Я это до сих пор помню и лет десять, наверное, не мог ему этого простить. Это была для меня очень унизительная история, причем бессмысленная. Я даже не помню сейчас, за что он меня ударил, но прекрасно помню, что он меня очень сильно унизил.

- Вы ревнивый человек?

- Я как-то пришел домой и застал там свою дочь с молодым человеком. Они меня не заметили, потому что входная дверь у нас открывалась совсем бесшумно. В общем, я захожу, а они там обнимаются, целуются и все такое. Когда я это увидел, у меня такая ненависть возникла к этому мальчику! Причем он был такой субтильный, щуплый, что я мог одним ударом кулака его просто-напросто убить. Я еще подумал, что можно все на несчастный случай списать. Мол, попал под горячую руку, ну и погиб. Погиб при исполнении каких-то там обязанностей. Но я себя тогда, естественно, сдержал, правда, еле-еле сдержал, честное слово. Зато кричал на него я очень сильно! Мальчик в ужасе убежал. Жанна с ним потом рассталась, чему я был несказанно рад. Но время шло, и я стал задумываться. Вот ребенку 16 лет, потом 17, а потом уже и 20. Ну что она, старой девой, что ли, должна оставаться из-за меня?!

- Чем вы занимаетесь в данный момент?

-Я сейчас председатель совета директоров концерна "Нефтяной". Хочу предупредить сразу - к нефти не имеет никакого отношения. Нефтяные активы мы продали все до последнего. Самыми последними были бензоколонки на Украине. А сейчас занимаемся строительством жилья и офисов в Москве. Также у нас есть банк "Нефтяной". И еще Интернет - например, электронная почта "Mail.ru" - это наш портал. Зарабатывание денег - увлекательное дело, между прочим. Через пару лет, наверное, можно будет вернуться в политику, а сейчас надо деньги зарабатывать. Надо же детей кормить, правильно?

Часть 2. Дочь...
Жанна: "Папа научил меня серфингу"

- КАК вы решили стать мэром города Сочи?

- Мэром я хочу стать уже полтора года. Четкое осознание того, что я хочу стать мэром именно города Сочи, ко мне пришло на "Кубке Кремля". Я смотрела, как играет Кафельников, и думала: классно играет парень! Мне сказали, что Кафельников, оказывается, из Сочи. Наверное, думаю, в Сочи много талантливых людей. И каким-то образом, сама не знаю почему, мне вдруг пришла в голову мысль, что хорошо бы стать мэром этого города. Я бы столько для него сделала! Так с тех пор меня эта мысль и преследует.

- Родители, наверное, вас поддерживали во всем, чего бы вы ни пожелали, с самого детства?

- Да нет, в детстве, когда мне было где-то от года до пяти лет, меня очень часто наказывала мама. Один раз даже поставила в угол. А шлепала она меня вообще каждый день. Я даже думала - будет ли такой день, когда мама меня не шлепнет?

- А у папы какая была система воспитания?

- Да нет у него никакой системы воспитания. Он всегда вел себя со мной по интуиции. Она у него всегда была очень хорошая. Папа во многих своих решениях, как мне кажется, полагается именно на интуицию.

- Вы всегда жили обеспеченно?

- Я не помню, чтобы мы когда-нибудь жили совсем в нищете. Я была счастлива и не думала, как мы живем - более богато или более бедно. Для меня материальное благосостояние никогда не стояло на первом месте, а к "золотой молодежи" я себя абсолютно не отношу. Хотя меня всегда впихивают в передачи про "золотую молодежь", и я там получаюсь не пришей кобыле хвост.

- А как вы относитесь к тому, что у вашего отца имидж плейбоя?

- Я считаю, что он достаточно симпатичный для своего возраста человек, интересный, обаятельный, очень яркая личность. Естественно, когда человек такой яркий, то к нему проявляют повышенное внимание, женщины в том числе. Если он счастлив, то и я рада.

- А папа вас учит, что и как правильнее делать?

- Мы как-то сидели в кафе - мама, отец, я и молодой человек. Теперь уже можно сказать - мой молодой человек. И я начала рассказывать, какие я себе классные искусственные ногти сделала, какие купила себе супер-пупер антицеллюлитные шорты, и как они помогают мне худеть. На следующий день мне позвонил отец и сказал: "Жан, ну ты совершенно испортила о себе впечатление, такую глупость говорила. Зачем ты стала про эти ногти рассказывать, про эти антицеллюлитные шорты?" А я ему ответила, что просто к слову пришлось, а что тут такого? Я вообще делаю то, что считаю нужным, у меня нет по этому поводу никаких комплексов.

- Но чему-то же он вас учит?

- Самое важное, наверное, чему он меня научил, - это кататься на серфинге (смеется). Шутка, конечно. Хотя если серьезно, то он правда научил меня кататься на серфинге. Это у нас семейный вид спорта, помимо тенниса. Впервые встала на серфинг в достаточно раннем возрасте, я тогда еще даже парус поднять не могла. Помню, я просто стояла на доске. А потом уже начала потихонечку учиться лавировать по волнам. Сейчас, когда приезжаю в Сочи, занимаюсь с тренером, она моя подруга.

Папа вообще приучил меня к занятиям спортом. Он даже пытался приучить меня к выступлениям на публике. В каких-то взрослых компаниях постоянно заставлял меня произносить тосты (смеется).

- А под какие напитки вы произносите тосты?

- Сразу могу признаться, что не люблю вино. Мне не нравится, какое наступает после него ощущение. Состояние какой-то расслабленности, просто отупения даже. Могу выпить водки. Не думайте, что я пью бутылками. Так, чуть-чуть.

- Вы много проводите с папой времени?

- Можно честно сказать, а можно вежливо. Я скажу честно. Мы с папой не очень много времени проводим вместе. Но мы проводим вместе достаточно времени, чтобы обсудить наболевшие проблемы. В сессию мы много говорим об экзаменах, естественно. После каждого экзамена мы встречаемся и обсуждаем вопросы, которые мне достались. И он отвечает на все вопросы! А серьезные темы... Согласитесь, все-таки с отцом такие темы обсуждаются редко.

Подготовила Мария АГУТИНА

Легкомысленный экс-политик