Дочь маршала Конева Наталия: "Я видела донос на отца"

   
   

МАРШАЛ Конев... Имя знаменитого военачальника, участвовавшего в обороне Москвы и взятии Берлина, а в послевоенное время - строителя Берлинской стены, дважды героя Советского Союза, обладателя ордена Победы и многих других заслуженных наград, известно всем. А каким он был в жизни? Рассказывает Наталия Ивановна Конева - дочь маршала, единственный ребенок в семье Ивана Степановича и его второй жены Антонины Васильевны.

"Товарищ Сталин - честный человек"

- НАТАЛИЯ Ивановна, в конце 30-х годов многие военачальники были репрессированы. А вам отец рассказывал, как складывались его отношения со Сталиным?

- Я абсолютно убеждена, что от участи, постигшей многих военных, моего отца уберегла судьба. В 37-м году он командовал дивизией в Белорусском округе под начальством Иеронима Петровича Уборевича, который был впоследствии репрессирован. Папа был одним из его любимых учеников. Именно при нем отец за удачное проведение учений с высадкой десанта получил орден. Отец понимал, что рано или поздно репрессии коснутся и его. Уже после его смерти я видела в личном деле донос на него. В нем говорилось о том, что якобы он неправильно и не к месту употребил имя Сталина. В том же году в штабе дивизии раздался звонок: "Иван Степанович, мы просим вас срочно выехать в Москву". Разумеется, этот звонок он воспринял неоднозначно.

Как позже рассказывал папа, ему в голову лезли самые тревожные мысли. При таких обстоятельствах состоялась первая встреча папы со Сталиным. Отец вспоминал, что у Сталина был пронзительный взгляд, словно он хотел просверлить его насквозь. Он разглядывал человека, при этом иногда задавая вопросы на совершенно посторонние темы.

К счастью, после этого разговора отца ждала командировка в пустыню Гоби. Когда он уехал в Монголию, Уборевич еще даже не был арестован. Позже на Дальнем Востоке он сменил командующего ДальВО Блюхера. Может быть, если бы не эта пустыня, папа бы не дожил и до начала войны. Отец получил назначение на Восток: во время Гражданской войны он сражался там, будучи командиром бронепоезда "Грозный". Конечно, монгольский "поход" с точки зрения комфорта был ужасающим. Папа рассказывал, что там даже дров не было.

Вторая памятная встреча со Сталиным произошла уже в 38-м году, когда папа приехал к нему на доклад. По вопросам вождя отец понял, что тот хорошо знает подробности службы в Монголии. Сталин спросил его: "Что нужно сделать, чтобы улучшить быт наших военных?" Отец ответил, что хорошо бы организовать банно-прачечный отряд из девушек. Сталин это одобрил. И такой отряд действительно был организован. Правда, большинство девушек из того отряда повыходили замуж за военных, и отцу пришлось просить о пополнении состава...

Еще одна встреча состоялась после знаменитой военной игры, в ходе которой Жуков, командуя "синими", выиграл у "красных". После них папу, служившего тогда на Дальнем Востоке, назначили командовать Северо-Кавказским военным округом. А уже с началом войны он вступил в командование 19-й армией. 12-го сентября его вызвали к Сталину в очередной раз, назначив командовать Западным фронтом. Отец рассказывал, что о его новых задачах они практически не говорили. Обсуждали даже создание новых наград: орденов Кутузова и Суворова. "Как вы смотрите на введение таких орденов?" - спросил Сталин.

- Друг вашего отца, писатель Константин Симонов, писал, что с началом войны маршал Конев разочаровался в вожде всех времен и народов...

- В тяжелейшие дни защиты Москвы, во время операции "Тайфун", отец оказался во главе Западного фронта. Армиям грозило окружение. Вот в то тяжелое для нашей армии время он позвонил в Ставку. Трубку снял Сталин. Отец доложил, что необходим отход войск на Гжатский рубеж. В ответ на доклад Сталин ответил: "Товарищ Сталин не предатель, товарищ Сталин не изменник, товарищ Сталин - честный человек. Он виноват только в том, что доверился конникам". После чего положил трубку.

Во время войны их встречи уже были другие. Отец всегда возмущался тем, как в кино показывают встречи Сталина и генералитета. По его словам, многое было не так.

- Кстати, а как он смотрел фильмы о войне?

- Нередко просматривая фильмы, он отмечал: "Командующий фронтом так себя не мог вести". Но в то же время были фильмы, к которым он относился с особым чувством. Я помню одну такую картину - "Если дорог тебе твой дом". На съемках этого документального фильма о Московской битве он побывал сам. Симонов, снимавший это кино, вытащил отца и Жукова в Красновидово, где в войну был штаб Западного фронта.

"Надо делать ход конем"