Александр Градский: "Некоторые даже считают меня добрым"

   
   

ЕГО называют "дедушкой русского рока", диссидентом от музыки, правдоискателем по жизни и бунтарём-одиночкой. Одни считают его непревзойдённым гением, голосом N 1 на профессиональной сцене, другие, отдавая должное его недюжинному таланту, награждают эпитетами, из которых самое приличное слово - "гадский"...

Играл на скрипке и занимался карате

- АЛЕКСАНДР Борисович, помните, как петь начали?

- Лет в десять. Но хреново... Ха-ха-ха! Между прочим, в детстве у меня был такой же тонкий голос, как у Робертино Лоретти. Помню, как с песней "Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой" я пришёл пробоваться в хор Дома культуры. И меня даже приняли. Но я её спел один раз только. Что интересно, потом, годы спустя, её автор Серафим Туликов был единственным воздержавшимся при приёме меня в Союз композиторов.

- Вы в детстве семь лет занимались скрипкой. Я с трудом представляю Градского-подростка, по шесть-семь часов наяривающего скрипичные гаммы, да ещё живя в коммуналке...

- На самом деле у меня это занимало не так много времени - 2-3 часа. А то, что в квартире живут 38 человек... что делать. Мои родители очень хотели, чтобы я занимался музыкой, а я был маленький очень - мне было 7 лет. Что я мог "хотеть"? В то время было модно отдавать детей учиться музыке...

- Наверное, вы напрочь были лишены простых детских радостей - футбола, дворового хулиганства...

- Нет, я не был ничего этого лишён. Именно поэтому из меня, может быть, и скрипач не получился, так как я тратил не 7-8 часов в день на занятия... Я всегда занимался спортом. Сначала футболом, потом волейболом, борьбой, карате... Даже в шахматный кружок ходил. Тем не менее я закончил музыкальную школу, получил диплом и, видимо, какие-то надежды подавал. Но к тому времени уже появились "Битлз". Было такое глобальное эмоциональное потрясение, что уже ни о какой скрипичной карьере речи быть не могло.

Я был уже взрослый, мама умерла, и я себя чувствовал человеком ответственным. В 14 лет уже играл рок-н-ролл в ансамбле польских студентов "Тараканы", в 16 - организовал собственную группу "Славяне", а чуть позже - группу "Скоморохи", которая первой в СССР сделала рок-программу на русском языке.

- Рок в семидесятые в СССР был под жёстким полузапретом - рокеры, по сути, были "подпольщиками", нелегалами. Благодаря чему к вам пришла такая популярность?

- Благодаря песне Али Пахмутовой "Как молоды мы были", которую я спел, и фильму "Романс о влюблённых", к которому я написал музыку. Востребованность была в такой степени велика, что мне платили самые высокие гонорары - начиная с 1975 года я был одним из, может быть, двух-трёх самых высокооплачиваемых артистов во дворцах спорта. Почему? Да потому что я в любом городе мог собрать залы (например, давал 20 с лишним сольных концертов в питерском зале "Юбилейный", где было шесть тысяч мест, - по три концерта в день, итого 18 тысяч человек в день). Сегодняшним гастролёрам такие цифры и не снились, они даже не понимают, что это такое.

- Интересно: "высокие гонорары" - это сколько?

- Я не хочу об этом говорить.

- И всё-таки... Существовали же официальные расценки филармоний: "потолок" - не более 30 рублей за сольный концерт.

- Мне платили 400-500 рублей за концерт. Я получал полторы тысячи рублей в день за три двухчасовых сольных концерта в трёхоктавном диапазоне. Тогда никто столько не получал...

Могу спеть на дне рождения проститутки