Татьяна Лютаева: "Мы с дочкой влюбились одновременно"

   
   

БЛЕСНУВ в фильме "Гардемарины, вперед!" в роли красавицы Анастасии Ягужинской, Татьяна Лютаева уехала из России в Литву. Но спустя 13 лет вернулась. И не одна, а с дочкой Агнией и сыном Домиником. В прошлом году уже Агния блеснула на российском киноэкране. Как и мама, она тоже играла Анастасию.

- ВАШИМ мастером во ВГИКе был Алексей Баталов. Нередко известные актеры лишь формально числятся педагогами, а со студентами занимаются другие учителя. Алексей Баталов находил время для студентов?

- Алексей Владимирович очень добросовестный и ответственный человек. И если уж он взялся преподавать, то отдается этому делу полностью. Баталова было потрясающе интересно слушать, он - замечательный лектор. В детстве Алексею Владимировичу посчастливилось пообщаться и с Анной Ахматовой, и с Фаиной Раневской, и со многими другими теперь уже легендарными личностями. Его мать - актриса МХАТа Нина Ольшевская, отчим - писатель-сатирик Виктор Ардов. Семья жила в "писательском" доме в окружении знаменитых литераторов. Естественно, мы, студенты, слушали лекции Баталова, открыв рты.

Помню, я как-то пришла на занятие по мастерству, а конспекты забыла дома. И что вы думаете? Алексей Владимирович посадил меня в свою "Волгу" и повез в общежитие за тетрадкой. Баталов всегда был понимающим преподавателем. Но при этом строгим. В день смерти Брежнева весь ВГИК разбежался по домам. "Что случилось? Почему никого нет?" - спросил у нас Алексей Владимирович. "Леонид Ильич умер", - говорим мы. "Царствие ему небесное. Но почему надо отменять занятия?" И мы единственные во всем институте в тот день занимались до 11 часов вечера. Как-то всем курсом мы устроили пикник на даче у Алексея Владимировича. Жарили на костре сосиски, танцевали, выпивали вино, общались. А потом все дружно отправились в Москву на электричке. Я на всю жизнь запомнила ту поездку. Год нашему курсу тоже справляли у Баталова. Но уже не на даче, а в городской квартире мастера. Я взяла с собой огромную коробку грильяжа в шоколаде, которую мама прислала мне из Одессы. Другие еще что-то принесли. И мы очень весело посидели.

Кроме Баталова с нами занимались Александр Всеволодович Кузнецов и Борис Викторович Ардов. После окончания первого курса Кузнецов повез наш курс на БАМ. Мы проехались с концертами по всей китайской границе: Абакан, Чита, Биробиджан. Александр Всеволодович очень много со мной занимался. Я хоть и приехала из Одессы, но даже не ожидала, что могу играть комедии. Александр Всеволодович "вскрыл" мои одесские корни, давая исполнять как раз не героинь, а характерные смешные роли. Мы до сих пор с ним дружим. Он готовил мою дочь Агнию к поступлению во ВГИК.

- Говорят, у Алексея Баталова как у педагога есть единственный недостаток: он совершенно не помогает своим ученикам после окончания вуза.

   
   

- Странно... Я даже никогда не задумывалась об этом... Педагог не обязан звонить режиссерам кино и театров и предлагать им своих студентов. Было бы странно, если бы профессор литературы писал своему бывшему ученику диссертацию. Учитель дает знания, а вы уж сами их применяйте. Я лично сама пробилась. Светлана Сергеевна Дружинина посмотрела наш дипломный спектакль "Тень" по Шварцу. Увидела меня, пригласила на пробы и как-то быстро утвердила на роль Анастасии Ягужинской. Так я попала в фильм "Гардемарины, вперед!".

ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ СУДЕБ

- ОДИН из гардемаринов, Владимир Шевельков, сказал, что его участие в фильме было "актерским провалом". Чем для вас были "Гардемарины"?

- Я знаю позицию Володи. Он с малолетства снимался в кино, поэтому на момент съемок "Гардемаринов" уже не очень хотел работать актером. У него проявилась режиссерская жилка. Для меня роль Анастасии была первой работой в кино, по ней меня запомнили зрители. Поэтому какие у меня могут быть претензии? "Гардемарины" - моя гордость. Правда, тогда я делала то, что мне показывала Светлана Дружинина.

- Мастера по речи в актерских вузах говорят, что студентам сложнее всего удается избавиться от южного говора. Вы долго боролись со своим одесским акцентом?

- Как ни странно, у меня вообще не было никакого акцента. Педагоги даже удивлялись этому факту. Школу я заканчивала в театральном классе, где нам преподавали не только актерское мастерство, но и речь. Видимо, там меня и поднатаскали.

- Вы родом из Одессы, но для большинства зрителей ассоциируетесь с Прибалтикой. Как вы оказались в Литве?

- На втором курсе я вышла замуж за студента ВГИКа режиссерского факультета литовца Олегаса Дитковскиса (его однокурсниками были Тигран Кеосаян, Федор Бондарчук, Саша Баширов, Бахтиер Худойназаров). И после окончания института вместе с мужем уехала в Вильнюс. Это еще был Советский Союз, поэтому у меня не было ощущения, что я что-то бросаю. Существовала одна общая страна. И всего за 15 рублей можно было легко улететь из Москвы в Прибалтику и обратно.

Я очень спокойно пережила переезд. К концу съемок "Гардемарины, вперед!" я уже была беременна Агнией. Картина закончилась, я уехала в Литву. А уже через три месяца после рождения дочери пошла работать в русский театр в Вильнюсе. Одно событие в жизни следовало за другим, и не было времени задуматься. К тому же мне очень помог театр. Актерскую профессию я начала осваивать сразу на практике. И отработала в театре 13 лет.

- Вы входили в знаменитую компанию московской "золотой" молодежи того времени: Кеосаяна, Бондарчука, Михалкова?

- Да. Всей дружной компанией мы провожали в армию Тиграна Кеосаяна и Федю Бондарчука. После первого года обучения они решили пойти послужить и, естественно, ушли с курса. Гуляли мы на даче у Сергея Федоровича Бондарчука. Теперь там живет Алена Бондарчук, с которой мы - вот переплетение судеб - сейчас играем в одном спектакле. Естественно, Федя Бондарчук хорошо знал отца моей дочери.

"В ЛИТВЕ КИНО НЕТ"

- ТРИ года назад вы вернулись в Россию. Отъезд из Литвы был бегством от личных проблем или от неудач в работе?

- С чего вы взяли? Не было никакого бегства. В театре у меня были главные роли, никаких проблем не существовало. Кроме того, я организовала шесть фестивалей "Русское кино", и в Литве до сих пор спрашивают: "Где наша Таня? Когда будет следующий фестиваль?" В Вильнюсе осталась моя старая команда, с которой я работала, и она готова вновь подхватить это дело. Наверное, сделаю еще один фестиваль. Меня любят в Литве, считают своей. Приглашают на вечера как литовскую знаменитость.

К моменту переезда в Россию я разошлась со своим вторым мужем Рокасом Раманаускасом. Снимала квартиру, играла в театре. А в России уже началось возрождение кино. Я приезжала на съемки к Константину Худякову, который меня начал уговаривать: "Таня, возвращайся, ты будешь востребована. Актрис твоего возраста не хватает". Я приехала, сразу попала в антрепризный спектакль. Потом начала сниматься в одной картине, другой... Скоро выйдет в прокат новый фильм с моим участием "Полное дыхание". Это как будто возращение к хорошему советскому кино. Сегодня на первом плане жесткач и обилие компьютерной графики и куда-то ушло основное, ради чего было придумано кино, - истории людей. В "Полном дыхании" у меня роль, которую я, наверное, хотела исполнить всю свою жизнь. В Литве у меня не было бы таких возможностей.

- Как сегодня в Литве с кино?

- Никак. На Литовской киностудии снимают картины американцы, поляки, немцы. Студия хорошо оснащена технически, но почему-то своих кинорежиссеров мало и им почти не дают возможности снимать.

- Елена Сафонова, выйдя замуж за француза, потеряла ребенка. Актрисе не разрешили вывезти сына из Франции. У вас не было проблем с переездом детей в Россию?

- Естественно, первая реакция отцов была негативной. Но я убедила их в том, что для Агнии и Доминика в России будет лучше. И здесь я смогу дать детям больше, чем в Литве.

Отцы имеют такое же право видеть своих детей, как и мать. Агния уже взрослая и сама ездит к отцу. А Доминика я вожу. Зимние и летние каникулы он проводит в Литве с папой, бабушкой и дедушкой.

- Чем сегодня занимаются отцы ваших детей?

- Папа Агнии закончил режиссерский факультет, но сейчас он - поэт-песенник, довольно популярный в Литве исполнитель. А Доминик - потомственный театральный ребенок. Его отец Рокас сейчас работает режиссером. Дедушка и бабушка моего бывшего мужа первыми закончили ГИТИС в Москве во время войны. К сожалению, дедушка умер, а бабушка до сих пор работает в театре. Мама Рокаса - очень хорошая театральная актриса, папа, Ромуальдас Раманаускас, - тоже актер. В России его хорошо знают по советскому сериалу "Долгая дорога в дюнах", где он играл Рихарда. У меня хорошие отношения и с Олегасом, и с Рокасом, и они всегда в курсе наших с детьми событий.

"ДОЧЬ НЕ ТАНЦЕВАЛА СТРИПТИЗ"

- ПРЕДСТАВЛЯЮ, насколько сложно было одной женщине с двумя детьми устраивать жизнь в Москве.

- Мне очень помог мой двоюродный брат, который давно живет в Москве. Я сначала приехала и сняла квартиру. Потом привезла детей. Договорилась со школой для Агнии, нашла нянечку Доминику. Конечно, само собой никогда ничего не случается. Но мне в общем-то повезло. Я сразу вошла в работу, Агния пошла в школу.

- Правда, что Агния рыдала и говорила, что хочет обратно в Литву?

- Не было такого. Единственное, когда мы пришли в московский лицей и Агнии выдали стопку книг на русском языке, она расплакалась. Представьте себе: ребенок семь лет отучился на литовском языке и вдруг попал в русскую школу. Конечно, было сложно. Но у нее очень быстро все стало получаться. По сравнению с Москвой Вильнюс маленький город. И могло случиться так, что Агнии бы здесь не понравилось. В таком случае я сказала бы: "Поезжай обратно". Я же не враг своему ребенку. Но Агния здесь уже как рыба в воде, говорит: "Я пустила корни... Хочу здесь жить, учиться и работать". Я вам скажу честно: если моя дочь захочет, она может горы свернуть.

- Внешне вы с Агнией очень похожи. Характер ей тоже достался от вас?

- Она, конечно, очень на меня похожа. Но Агния все-таки другой человек. И что-то она взяла от своего отца. Агния ранимее меня, и это объяснимо. Она жила спокойной свободной жизнью, и вдруг на нее резко обрушилась узнаваемость, девочка стала читать о себе небылицы в "желтых" газетах. Поначалу Агния очень болезненно реагировала на эти домыслы. Но я постаралась ей объяснить, что не стоит брать в голову всякую ерунду. Надо отстраняться от слухов и сплетен и жить нормальной жизнью.

Лично я чего только про себя не читала. Как-то написали, будто на съемках "Гардемаринов" я безумно влюбилась в Сергея Жигунова и от горя уехала в Америку. Подобная ерунда вызывает у меня только смех. А вот когда чернят моего ребенка, начинаю раздражаться. Одна "желтая" газетенка написала, будто Агния раньше танцевала стриптиз. Видимо, посмотрели "Жару", увидели, как Агния танцует в кино, и придумали, за что уцепиться. Причем так тупо и банально.

Мы вместе с Агнией были в программе у Андрея Малахова, а на съемках присутствовала журналистка из той самой газеты. Я спросила у Андрея, можно ли мне воспользоваться ситуацией, и сказала ей: "Знаете, девушка, моя дочка никогда не танцевала стриптиз". Очернить человека можно за одну секунду. А народ поверит, и потом попробуй докажи ему правду.

"С ЧАДОВЫМИ ПОЧТИ РОДНЯ"

- ПОНЯТНО, почему сегодня столько внимания к вашей дочери, - она близкая подруга одного из секс-символов отечественного кино Алексея Чадова. Кстати, год назад я брала интервью у братьев Чадовых, во время которого ребята хором жаловались: "Ну где же найти хороших девушек?"

- Агнии и Алексею повезло, что они встретили друг друга. Действительно, такие чувства - большая редкость. Леша соответствует ее мечтам. Есть ли у меня материнская ревность? Нет, в данном случае она абсолютно нелепа. Любовь, которая окружает сегодня мою дочь, вызывает в ней радость. Если бы она мучилась и страдала, как это часто бывает, вот тогда я бы переживала. А я вижу гармонию в их отношениях и радуюсь, что мой ребенок счастлив. Вот и хорошо. Недавно Агния была в Литве и рассказала о Леше своему отцу. Говорит, он тоже порадовался за нее.

- Странные вещи произошли на съемках "Жары". Сюжет фильма вдруг стал реальностью. Алексей Чадов влюбился в Агнию. А его девушка, с которой он дружил еще со школы и которая играла в картине его предыдущую подругу, ушла к своему партнеру по фильму. Бондарчук с Гигинейшвили стали провидцами?

- Все произошло совершенно случайно... А может, это Божий промысел? В "Жаре" я играла роль Алешиной мамы. Когда пришла пора снимать нашу с ним совместную сцену, я уже знала, что произошло между моей дочерью и этим парнем. Леша сразу показался мне симпатичным и порядочным человеком. И актер он хороший.

- С мамой Алексея еще не познакомились?

- Мы уже давно передаем друг другу приветы, но встретиться пока никак не получается. Наверное, скоро это произойдет. Мы ведь уже практически родня.

- После "Жары" Агнию завалили предложениями о съемках?

- Предложения есть. Много зовут сниматься в сериалах, но дочка отказывается работать в "мыле". По-моему, уже подписан контракт на съемки в художественном фильме вместе с Андреем Чадовым. Но главная ее работа на сегодняшний день - это учеба. Агния студентка ВГИКа.

- Про чувства Агнии говорите, а про свои молчите... Правда, что вы и дочь влюбились одновременно?

- У меня это случилось чуть раньше... Мой супруг - оператор Дмитрий Мишин. Мы вместе всего один год, но такое ощущение, что уже десять лет. Не потому, что устали друг от друга, а потому, что личная жизнь протекает очень насыщенно. По-настоящему. У Димы отличные отношения с моим сыном, он дружит с Агнией. Считаю, мне очень повезло. Я же привыкла все всегда тащить на своих плечах. А оказывается, есть человек, который может оградить меня от проблем. И знаете, я стала чувствовать в себе большие перемены. Всегда была таким живчиком, крутилась, вертелась. А сейчас мне хочется быть дома с семьей. Что-нибудь готовить для близких.

- О да, Лютаева домашняя - это что-то! - К нам за столик подсела актриса и супруга Игоря Петренко Екатерина Климова.

- Вот видите, и подруга говорит, что я сильно изменилась.

- Вы дружите?

- А как же! Отдыхать вместе ездим, с детьми выбираемся в музеи и на выставки. Недавно ходили в Пушкинский музей. Наши дети, между прочим, любят друг друга. Катиной дочке исполнилось пять лет, моему Доминику - семь. Дети такие чувства друг к другу проявляют, что нам с Катей иногда даже не по себе становится.

Смотрите также: