Эдуард Хиль: "Уехал в Париж, чтобы выжить"

   
   

КОГДА абсолютно благополучный певец, как тогда говорили, "король советской песни", "мистер "Голубой огонек", без которого не обходился ни один кремлевский концерт, вдруг в одночасье исчезает с экранов телевизоров, это в 80-е могло означать только три варианта: "позорная" эмиграция, тюремный срок или... чего еще похуже. Все чудесным образом выяснилось в позапрошлом году, когда Эдуард Анатольевич Хиль отметил свой 70-летний юбилей и по этому поводу и в городе на Неве, где он живет и здравствует, и на Центральном телевидении прошли пышные торжества. А сегодня и вообще трудно себе представить афиши города без надписи "Эдуард Хиль", а еще чаще - "Хиль и сыновья".

...Трубку взяла его супруга. "Извините, но Эдуард Анатольевич сейчас... распевается. Ведь у него же концерты. Лучше приезжайте. Он журналистам не отказывает!"

ХИЛЬ - НЕ ХИЛЫЙ, А МОЛОДОЙ, ВЫСОКИЙ И КРАСИВЫЙ!

- ЭДУАРД Анатольевич, знаете, есть такая шутка: Ринго - стар, Дитер - болен, Эдуард - хил. Это к тому, что, мол, обессилела земля песенными талантами. Лет тридцать назад вас называли королем советской эстрады. А сейчас не видно, не слышно...

- А Магомаева вы часто видите? А Синявскую? А Нестеренко вы слышите? Он поет в Австрии. А Володя Атлантов? Я его в Америке встретил, потрясающе поет! Сережу Захарова не показывают, Сережу Рогожина, Люду Сенчину... Ни они, ни я не можем состязаться с нефтяными магнатами, оплачивающими телеэфир своих девушек.

- Не будем о грустном. Недавно артист Святослав Ещенко рассказал забавный случай. Вы с ним выступали в совместном концерте, стояли за кулисами, и одна пожилая женщина из числа организаторов подлетела к вам с криками: "А вы кто такой?! У нас тут посторонним нельзя!!!" - "Я - Эдуард Хиль!" - "Врете! Хиль - молодой, высокий и красивый!" Байка?

- (Смеется.) Была такая история. Когда она услышала меня на сцене, узнала голос, потом очень переживала, извинялась... А вот раньше распрекрасное было время, когда все было наоборот - меня постоянно путали. Бывало, летим в самолете, мне чуть ли не каждый второй говорит: "Вы так похожи на певца... Хиля, ну как две капли воды!" Я смеюсь: "К сожалению, только похож!" А когда в итоге признавался, что я это я, - не верили. Ха-ха-ха! Приходилось петь...

- Кстати, многими замечено: у вас с годами абсолютно не изменился голос. Говорили, что вы учились у какого-то знаменитого профессора и в 100 лет сможете петь так, как в 20...

- У профессора консерватории Ольховского. Это был действительно мастер высочайшего класса, певший в свое время с Шаляпиным и Собиновым. И когда он долго распевал нас, я его спрашивал: "Евгений Григорьевич, почему вы обращаете такое внимание на вокал, на постановку голоса, на дыхание, на резонаторы?" Он говорил: "Дорогой мой, вот когда тебе будет 45 лет, 60, - ты меня вспомнишь". Кстати, через много лет, когда в консерватории отмечали его столетие, я вел праздничный концерт, и приехали его ученики, некоторым из которых было за 80. Как они пели! Как чисто звучал их голос! Вот что значит школа.

- Первые же выступления на эстраде поставили вас в один ряд с самыми популярными эстрадными звездами того времени. Вам часом не с детства прочили певческое будущее?

- Вовсе нет. В школе я неплохо рисовал, поэтому собирался поступать в Мухинское училище. Но учиться там нужно было целых семь (!) лет. И я сдал экзамены в... Ленинградский полиграфический техникум, а параллельно, в свободное время, ходил в музыкальную школу при Дворце культуры. И там у меня вдруг прорезался голос! Затем поступил на подготовительное отделение в консерваторию, поскольку захотел стать оперным и камерным исполнителем. На одной из репетиций на меня обратил внимание профессор консерватории Иван Иванович Плешаков, который сказал: "Молодой человек, вам непременно надо поступать в консерваторию". Через некоторое время я уже спел Фигаро в операх Россини и Моцарта. И тут...

- Его Величество Случай?

- Он самый.

"НА ЭСТРАДУ МЕНЯ ПРИВЕЛО... ПЛАТЬЕ ШУЛЬЖЕНКО"