Своя среди своих

   
   

Книжки по психологии наперебой утверждают: чтобы хорошо работать, надо уметь общаться с коллегами. Но вот как это сделать, стать для коллег своей - так никто толком и не объясняет. Советы дает психолог Сергей ЯГОЛКОВСКИЙ.

Ценим окружающих

Цените право коллег думать иначе, чем вы. Гибкость и способность признавать личное мнение каждого очень важны в межличностном общении. Если это право не ценить, сначала в ваших отношениях будет присутствовать лишь столкновение мнений, а потом вы "перейдете на личности", что, вполне вероятно, негативно отразится на работе. Способность найти компромисс и выслушать другого - очень важное качество.

"Открываемся"

Общительные люди вызывают симпатию окружающих. Если вы человек "закрытый", только немногие (близкие люди) смогут с вами хорошо общаться. Остальные могут решить, что вы - бука. "Закрытый" человек свои чувства и эмоции чаще всего держит в себе. Он не пускает в свой внутренний мир других людей, не сближается с ними. Неудивительно, что и по отношению к нему окружающие ведут себя так же.

Болтаем правильно

О чем говорить с коллегами? Рассказы про мужа-неудачника и дочь-двоечницу оставьте для подруг. Если вы с коллегой в хороших деловых отношениях, но не очень близки, и вдруг начинаете вываливать на него или нее свои проблемы, это покажется странным. Люди, которые "грузят", "зависают" на теме своих неприятностей, долго о них рассказывают, распугивают всех окружающих. "Застревающие", как говорится в психологии, личности - обычно педанты, обстоятельные люди, которые хорошо выполняют свою работу. Но при этом они могут постоянно обсуждать какую-то надоевшую всем тему. Понятно, что с таким коллегой не всегда приятно общаться. То есть в общении должна присутствовать легкость.

Нужно обсуждать то, что волнует другого человека. Если удастся с интересом для вас поговорить на тему, увлекающую собеседника, это позволит его к вам расположить. Необходимы способность быстро менять предмет разговора, динамизм в беседе. Веселость, способность обсуждать любые темы - тоже. Все время говорить о работе не стоит. Если получится совмещать профессиональные разговоры и личные - это плюс. Но если вы в самый разгар рабочего дня начинаете обсуждать открытие нового бутика, например, это будет не к месту.

Ведем беседу

Умейте вести беседу. Если вы на совещании, где что-то обсуждается, считается признаком культуры, если человек не обрывает другого и позволяет ему высказаться. Правда, если идеи генерируются путем "мозгового штурма", то здесь полезнее позволить себе свободно выражать любые мысли и идеи, не сдерживая себя, не заботясь чрезмерно о соблюдении правил. А вообще, каждый говорящий должен быть уверен в том, что его выслушают и не прервут.

Раскрепощаемся

В профессиональной сфере коллегу могут уважать как специалиста, но при этом не очень к нему тянуться. В межличностном общении люди его избегают, так как он чувствует себя скованно. А есть люди, которых не очень уважают, но при этом они необидчивые, веселые, компанейские. Они даже могут быть безответственными, но их любят в коллективе и многое прощают. Идеальный вариант - золотая середина между этими двумя типами. Вы можете быть профессионалом, опытным, вдумчивым, но потом переключаться и в нерабочей обстановке быть легкой и бесшабашной. Тогда у других людей появится к вам чисто человеческая симпатия.

Как преодолеть скованность? Она может быть свойством личности с детства. Но часто человек скован потому, что ему кажется чрезмерно важным, как он выглядит в глазах окружающих. Нужно попытаться "нащупать" в себе то, что вас выгодно отличает от других людей, и постараться не очень сильно заботиться о том, как вы выглядите в их глазах. Иначе вы попросту не сможете расслабиться! Знайте, что на все в этом мире вы повлиять все равно не можете, так что делайте, как вам хочется. Спонтанное, искреннее поведение человека часто вызывает симпатию других людей.

Почетная "жилетка"

   
   

Если вас избрали коллективной "жилеткой" и все плачутся о нелегкой жизни, подумайте, стоит ли выходить из этой роли. Это, конечно, дополнительная ответственность и нагрузка. Но, значит, люди вам доверяют, считают вас опытным, искренним человеком, который может дать дельный совет, эмоционально поддержать. И от этого не стоит отказываться - значит, с вами хотят общаться. Не надо, конечно, решать чужие проблемы, можно выслушать и поддержать.

Работа над ошибками

Если вы случайно "запороли" работу отдела и все пострадали от вашей ошибки - не сваливайте вину на другого. Просто признайте свой промах и извинитесь. Объясните, что все мы люди и имеем право на ошибку. Если вы оказались некомпетентны, скажите, что обязательно повысите профессиональный уровень, и попросите коллег помочь вам в этом. Все поймут, что вы дорожите мнением коллектива, признаете его значимость для вас.

Смотрите также: