[Есть ответы] Ваши вопросы от 21.01.2003

   
   

Наша дочка Оленька пошла во второй класс. Вроде бы все в порядке - усидчивая, внимательная, учительница ее хвалит. Но вот друзей у нее почему-то нет, хотя класс большой, тридцать человек. Как ей помочь?
Б е л я е в ы, Хабаровск

ПРЕЖДЕ чем обсуждать эту проблему с дочерью, попытайтесь вспомнить, какие вы родители. Может оказаться так, что, слишком заботясь о девочке, вы невольно вырастили умного, доброго и развитого "книжного" человека, для которого герои книг - лучшие друзья. И в этом бы не было ничего плохого, если бы не печальный вывод. К сожалению, может оказаться, что ваша дочь совершенно неподготовлена к реальной жизни, в которой ей потом придется действовать самостоятельно. И здесь может оказаться масса трудностей, поскольку, проводя время за учебой, на занятиях в секциях и за книжками, она не научилась разбираться в людях и просто не знает, как с ними общаться.

Бывает также, что родители порой применяют некорректные методы воздействия на ребенка или подчас равнодушны к нему. Такую манеру поведения он, подрастая, будет переносить на тех, с кем вполне бы мог подружиться, если бы не перенятые у родителей диктаторские замашки ("Если не сделаешь так, как я прошу, не буду любить, дружить...") и равнодушие. Присмотритесь к своей дочери, послушайте, что она рассказывает о своих одноклассниках. Много ли она знает о них и об их увлечениях? Узнайте у классной руководительницы, как она ведет себя с ними, не пытается ли выступать диктатором, проявляет ли последовательность в отношениях и всегда ли права в конфликтах с ровесниками.

А говоря с дочерью, постарайтесь ее утешить. Конечно, дружба - дело серьезное и не всегда получается сразу найти хорошего друга. Но все же посоветуйте ей присмотреться и к себе самой. Может, найдется что-то, что не нравится ее одноклассникам, с которыми, кстати, неплохо бы поговорить откровенно. Вполне возможно, что своими увлечениями она сможет заинтересовать их, а если хорошо учится - ей вполне по силам помочь менее успевающему. Единственное, чего не стоит ей делать, - это пытаться угодить кому-то из ребят в классе, поскольку дружба строится на отношениях равноправных.


Я стала замечать, что мой 5-летний сын стал приносить домой из садика игрушки. На мои вопросы, откуда он их берет, Максим, нисколько не смущаясь, отвечает, что взял на вечер поиграть. Я опасаюсь, что делает он это без спроса - то есть попросту ворует. Я очень боюсь, что эти дурные наклонности привьются. Что можно сделать в такой ситуации?
А. Ф е д о р о в а, Тверь

ПРЕЖДЕ всего вам не следует впадать в панику, с ходу наказывать ребенка, громко крича при этом: "Ты - вор!" От такого "воспитания" пользы, скорее всего, будет мало, ребенок испугается вашего гнева и замкнется в себе. В результате от дурной привычки он не откажется, зато научится брать чужое так, чтобы вы не заметили. Разумнее сначала попытаться выяснить причины подобного поведения. Начинайте с детского сада. Выясните у воспитательницы (но только с глазу на глаз, а не в присутствии других детей!), с какими ребятами он дружит и не подбивают ли они его на совершение дурного поступка. Такой вид воровства - самый опасный, поскольку он совершается осознанно. Если же этого не наблюдается, постарайтесь понять своего ребенка и выяснить психологические предпосылки его поведения.

Побудительных причин у маленького "несуна" может быть несколько. Во-первых, зависть. Ребенок хочет быть таким же, как и его ровесники, играть теми же игрушками и получать такое же удовольствие, а недоступность желаемого лишь сделает игрушку еще более привлекательной, ведь, беря чужое, он участвует в тайном приключении. Во-вторых, таким способом малыш старается воплотить в жизнь свою мечту. Ему так хочется поиграть с той машинкой (куклой, собачкой), а родители почему-то ему никак не хотят купить... Детская психика в этом возрасте еще не слишком крепка, чтобы устоять перед соблазном. Достаточно лишь протянуть руку и... И, наконец, третье. Если ребенок воспитывается в неполной семье, он, конечно же, переживает родительский разрыв. Вместе с потерей, например отца, ребенок переживает и потерю целостности окружающего его мира. В данном случае он будет стремиться получить хотя бы частичку того, что есть у других, но нет у него. Таким образом он может пытаться и привлечь ваше внимание к своим проблемам (одиночество, страх, дефицит родительской любви).

Поговорить с ребенком обязательно нужно. Однако сделайте это спокойно и без свидетелей. Расскажите ему, что вы думаете и чувствуете при этом. Найдите убедительные слова для того, чтобы чужая вещь как можно быстрее и деликатнее была возвращена хозяину, - обязательно с согласия ребенка, не унижая и не оскорбляя его. Серьезный, откровенный разговор поможет малышу лучше сориентироваться в том, что одобряется вами (и другими людьми), а что - нет. И последнее. Когда этот сложный момент в жизни малыша будет пройден, не напоминайте ему о его проступке.

Первый читатель - Ирина Салтыкова