Менять, то есть отдавать что-то свое и получать вместо этого нечто чужое (как правило, неравноценное) - обычное дело для детей младшего школьного возраста. Обменные операции необязательно совершаются в школе, такие сделки заключаются и в квартире, и в подъезде, и во дворе, и на даче. И все бы ничего, если бы дети меняли конфету на конфету, но с другой начинкой, или книгу сказок на сборник фантастических рассказов. Иногда за право покататься на роликах ребенок отдает свой плеер, а за флакон дорогих маминых духов получает наклейку. Таковы реалии наших дней.
Было твое, стало мое
С ПОНЯТИЕМ "личная собственность" многие дети впервые сталкиваются в школьном коллективе. В дошкольном учреждении внимание на этом не всегда акцентируется: шкафчики не запираются, игрушки все общие.
А у каждого ребенка-школьника имеется свой портфель, возможно, с замком. Чего там только нет! А у его соседа по парте, кажется, еще больше всякой всячины. Но учительница настойчиво повторяет, что взять линейку Васи можно лишь с его позволения, что без разрешения нельзя посмотреть и потрогать зайца Маши, с которым она на перемене играет.
Когда появляется запрет на то, чтобы брать чужое, когда понятие о своих и чужих вещах становится одним из определяющих, у детей возникает соблазн овладеть желанной, но недоступной вещью. А взамен можно предложить что-то из своего имущества. При этом еще неизвестно, что увлекает ребенка больше - стремление выклянчить понравившуюся вещицу или сам процесс обмена. При этом дети руководствуются своей системой ценностей.
Но регулярное участие в сомнительных сделках порой приводит ребенка к убеждению, что ему ничего не стоит обхитрить товарища, что он заведомой ложью запросто одурачит простака. И если для такого маленького ловкача обмен - это своеобразный способ наживы, то другой - его партнер - помимо потерь материальных, как бы вживается в образ человека неумного, невезучего, непрактичного. Понятно, что эти две пока еще детские роли, две позиции в жизни вам, как родителям, не кажутся привлекательными.
Ходовой товар
ПОДРОСТКИ прошлого поколения увлекались полезным для всестороннего развития делом - коллекционированием значков, марок, монет, открыток. Сделки по обмену проходили честно и без нанесения особого материального и морального ущерба родителям.
Новая детская предпринимательская волна связана с обменом вкладышей от жевательной резинки и бутылочных пробок с портретами мультгероев.
Еще одно повальное увлечение современных школьников - игра в "сотки" и страсть к обмену этими самими "сотками" и стикерсами. Бездумное подражание удачливым товарищам, имеющим несметное количество этого добра, заставляет некоторых детей "спускать" не только свои вещи, но и имущество родителей. Компьютерные диски и дискеты (как правило, бракованные), аудио- и видеокассеты (нередко отслужившие свой срок) в некоторых семьях заполонили детские комнаты. При этом бесследно исчезли набор модельных машинок, фломастеры 32 цветов, библиотечка комиксов, мамина косметика и папин мобильник... Конечно, жаль своего недотепу, а что поделаешь?! Дети есть дети.
Стратегия и тактика родителей
ПОНЯТНО, что невозможно полностью оградить детей от увлекательного процесса с названием "Шило на мыло". Но все же...
Постарайтесь не приобретать ребенку дорогие вещи (канцтовары, аксессуары, калькулятор, электронные игрушки и т.п.) до того времени, пока он не научится беречь их, определять реальную ценность.
Покупайте ребенку только те вещи, которые действительно нужны ему самому, которые ему удобны, для него функциональны и которые он сам себе выбрал. Девочка может обменять часы на стул из мебельного гарнитура для Барби лишь потому, что часы ей достаточно сильно натирают руку.
Если же дорогие (но малоценные для ребенка!) вещи уже куплены, попросите не брать их в школу, не выносить во двор на время прогулок.
Объясните ребенку, что хотя у него и появилась личная собственность, но пока "в долевом участии". Малышу можно сказать примерно следующее: "В ту вещь, которая стала твоей, вложен наш труд. Поэтому, пока ты сам не зарабатываешь, получи наше разрешение на обмен или хотя бы проконсультируйся с нами относительно реальной цены этой вещи".
Бывают ситуации, когда родителям следует пойти ребенку навстречу. Иногда он хочет получить в процессе обмена "взаправду" ценную для него вещь. Например - какую-нибудь огромную сосновую шишку, которую к тому же нигде нельзя купить. Подумайте, может быть, и стоит разрешить обмен. А если предназначенное к обмену ваше имущество действительно дорого в материальном плане, то предложите ребенку что-то другое.
Не факт, что ваш ребенок отдаст в обмен дорогую вещь: он может ее и получить за какую-нибудь сущую безделицу. А потом вам не избежать скандала с родителями "владельца". Возможно, следует провести профилактическую беседу и на эту тему.
Признавайте за ребенком право полностью и безоговорочно распоряжаться вещами, которые он сделал сам или нашел (при условии, что это не столь ценная потеря, что необходимо искать хозяина). Таким добром он может меняться сколько угодно.
Ваш ребенок - не только ваш ребенок. Он - дитя своего времени. Каждый день с экрана телевизора он слышит о бартере. Нередко он узнает о том, что бабушка поменяла трехкомнатную квартиру на однокомнатную, сосед за свой старый автомобиль получил новый, и т. д. Вероятно, вам следует начать экономическое просвещение своего "несмышленого" чада.