Школа : свобода или принуждение?

   
   

Каждый русский человек знает, как нужно лечить самого себя и своих родных, знает, как нужно учить своих детей. Такова уж наша природа: ну знаем мы, как нужно, только... Откуда мы это знаем-то?! Как лечить - от мам и бабушек (так нас лечили в детстве), как учить - тоже знаем из своего прошлого, мол, нас так учили, и мы выросли приличными людьми, значит, и дети наши тоже должны... Правда, многие забыли, как мучились на скучных уроках (пилюля знаний, мол, тоже бывает горькой), как страдали от того, что не можем заниматься любимым делом из-за двоек по математике (никаких кружков, пока не исправишь все отметки!)...Странно, что при этом мало кого волнует, как эти дети (и миллионы других!) будут жить после того, как уже получат аттестаты. Будут ли они счастливы? Любимы? Уважаемы? Добры? Богаты? Щедры? Вот и хочется рассказать о том, что есть страна, где такая школа существует, и уже не одно столетие. И вот к чему это привело...

Немного истории

Всего несколько веков назад Дания была огромной империей, властвовавшей на северо-западе Европы. Полтора века назад она потеряла свое могущество, потерпев поражение в ряде войн, и из империи превратилась в почти незаметную на карте страну. Сегодня в Дании (по разным рейтингам) один из самых высоких уровней жизни в мире. И, что важно, в этой стране очень высока степень социальной защищенности граждан: развита система бесплатного здравоохранения, детские сады и школы финансируются государством, высокие пенсии, великолепные дома для престарелых и инвалидов, расположенные в самых живописных местах.

Не берусь судить, что было причиной, а что следствием: развитие оригинальной системы образования или организация общества и принятая в нем культура поведения. Но факт остается фактом - они развивались параллельно. Феномен датской школы и общества замечен давно. Роберт Пауэл, английский ученый и педагог, так озаглавил свой труд, посвященный данной проблеме: "Датская традиция свободной школы - урок для всех нас?". Описывая особенность образования в этой стране, он дает красноречивый пример: подростки во всех странах мира очень похожи друг на друга и, сидя в поезде, часто кладут ноги на сиденье напротив; но датские подростки отличаются от остальных (английских, шведских...) тем, что сначала они снимают кроссовки...

Образование в Дании

Итак, как же устроена образовательная система Дании? Каждый гражданин имеет право на бесплатное обучение и получение профессии. Я не оговорилась, употребив слово "гражданин", а не "ребенок". Ведь часто приходится учиться не только в юности, поэтому там созданы школы разного типа, в которых можно обучаться, переобучаться, доучиваться в течение всей жизни. Мне пока удалось побывать лишь в шести разных школах для детей 6-15 лет, поэтому именно о них и пойдет речь. Их там так и называют: школы для детей.

Обучение в этих школах идет 9-10 лет. В течение всего этого времени никаких отметок детям не выставляется, а в конце девятого класса все сдают выпускные экзамены по трем основным предметам: датскому и английскому языкам и математике. Никого, никогда не оставляют на второй год (отметок-то нет!), да и выпускных экзаменов никто не боится: на дальнейшую судьбу подросшего человека полученные результаты никак не влияют, а если знаний не будет хватать для дальнейшего обучения, всегда можно доучиться в специально созданных для этого школах для взрослых. После девятого класса желающие могут остаться в школе еще на один год: поучиться тому, что их действительно интересует, попутешествовать, набраться сил и опыта общения и только тогда выбирать свой дальнейший путь. Народные школы финансируются муниципалитетами и подчиняются общим правилам, в которые входит примерно одинаковое количество учебных часов по различным предметам. И, естественно, гарантированное финансирование работы учителей.

Параллельно с народными школами существует большое количество школ, которые лишь частично финансируются государством. Они объединены в разные группы (свободные школы, частные школы, школы Штайнера и Монтессори и так далее), но их главное отличие от наших частных школ состоит в том, что родители оплачивают не больше 25% от всех затрат, а учителя получают такую же зарплату, как и в народных школах. Важно, что государство никак не контролирует в них процесс обучения (поэтому их иногда называют независимыми, имеется в виду - независимыми от государственного контроля). Но все это при одном условии: детям там должно предоставляться право заниматься тремя обязательными предметами не меньше, чем в народных школах. В конце девятого года обучения они, вместе с остальными, должны сдать выпускные экзамены.

Отметки