Как побороть "крикуна"

   
   

Кричащий начальник, к сожалению, не такая уж редкость. Кажется, природа создала "крикунов" лишь затем, чтобы они занимали руководящие посты, а затем действовали на нервы своим подчиненным. Поэтому, чтобы не стать жертвой неуравновешенного шефа, попробуем понять, на какие виды делятся кричащие начальники и как с ними бороться?

Крикун-"инфантил"

Особенности поведения: когда в кабинет к Игорю Васильевичу входят без стука, он начинает кричать и брызгать слюной. Иногда ему под руку ненароком попадается пепельница, которая немедленно летит в направлении незадачливого посетителя. И хотя меткостью (в отличие от непредсказуемости) шеф не отличается, люди от него увольняются с такой молниеносной быстротой, что он порой даже не успевает запомнить имена подчиненных.

Видовые характеристики: инфантильный считает, что рожден не сотрудничать, а повелевать, и потому прислушиваться к чужому мнению вовсе ни к чему. Он очень капризен - считает, что может вести себя как угодно, а любую попытку что-то обсудить принимает за пререкания, которые надо пресечь. А каким способом? Конечно, криком! "Я вам не мальчик! - часто слышишь от такого руководителя. - Я начальник!" Кричит он не потому, что сердится, а потому, что пытается показать себя сильным и независимым человеком, хотя на самом деле это совсем не так.

Крикун этого типа очень закомплексованный человек, ссориться с ним опасно - такие начальники очень злопамятны и при подходящем случае обязательно попытаются вас выжить. На такого шефа, когда он был еще не большим и грозным, а маленьким и беспомощным, очень любили покричать родители. А то и ремнем ударить. Поэтому, "разбираясь" с вами, он доказывает окружающим, что вырос и стал значимым. Лучшая защита - это нападение, считает инфантильный. И он пытается повысить самооценку, унижая сотрудников. Садистские наклонности проявляются в постоянных порывах пошпионить за сотрудниками, стремлении к тотальному контролю и урезанию зарплаты в качестве наказания.

Бороться с инфантильным бесполезно. Чтобы прекратить крик, с ним можно только дружить - иначе говоря, найти общие интересы и хобби. Он в простом домашнем аквариуме разводит пираний? "Кто бы сомневался!" - думаете вы, а вслух произносите: "Как мило!" - и делитесь последними сведениями о кормах для рыб. Доподлинно известна история, когда 20-летняя девушка-секретарь нашла подход к кричащему шефу, когда узнала, что он коллекционирует... телефонные карточки. При малейших попытках устроить разнос она подсовывала начальнику пачку каких-нибудь раритетных карточек, и они часами разговаривали о любимом хобби. Другая дама каждое утро пила с шефом чай с его любимым темным шоколадом... но это уже так, тонкости. Важен принцип - гибкость и еще раз гибкость. И лучше соглашаться с каждым словом. Иначе инфантильный будет отрабатывать крик на вас.

Крикун -"чайник"

Особенности поведения: Андрей Вениаминович всегда забывает, кому какое дал задание. Пытаясь записывать свои распоряжения в блокноте, он немедленно его теряет. Так как на руководящей должности он работает недавно, то все как-то забывает познакомиться с сотрудниками. И некоторые из них, в свою очередь, смутно представляют, как выглядит их шеф. Зато его крик они могут узнать из сотен других криков! Поскольку подчиненные не понимали и не понимают, кто из них за что отвечает, сроки сдачи проектов постоянно срываются. Заканчивается все это "разносом" со стороны Андрея Вениаминовича и дружными посиделками сотрудников за рюмкой чая с успокоительным.

Видовые характеристики: "чайник" всегда хочет, чтобы было как лучше, но получается как всегда. Так как человек он некомпетентный, то стремится нагрузить все свои обязанности на подчиненных, а решать возникающие при этом проблемы не хочет и не может. Его представление о том, кто за что должен отвечать и как обстоят дела в организации, довольно расплывчато. Поэтому единственное, на что надеется такой начальник, - интуиция, которая, увы, подводит. Посему все трудности, возникающие в работе, сотрудники решают сами. А когда возникают проблемы, начинается крик. Для такого шефа крик не способ самоутвердиться, а метод скрыть свои ошибки. Кнут, по мнению "чайника", лучший способ воздействия. Особенно такой типчик любит устраивать разносы и авралы по понедельникам и после праздников.

Способ бороться с "чайником" один - требуйте, чтобы все его распоряжения были представлены на бумаге. Таким образом вам будет легче доказать, какое из них вы выполняли. Дело в том, что, когда доходит до разборок, "чайник" становится патологически забывчивым и предпочитает сказать, что вы чего-то недопоняли или недоделали, вместо того чтобы признать свою ошибку.

Тактика поведения

Помните, что шеф, вне зависимости от его типа, вряд ли захочет измениться, раз он такой закоренелый хам и грубиян, поэтому меняться придется вам. Огрызаться или лить слезы, изображая жертву произвола, не имеет смысла, так как некоторые шефы от природы кровожадны и после вашей истерики окончательно доведут вас до ручки издевательствами. Посему:

  • при конфликте не вставайте в открытую оппозицию к начальнику, ведь после этого постоянных придирок или издевок вам не избежать. Не спешите жаловаться на него вышестоящему руководству, если не уверены, что оно примет меры. Если даже возникнет конфликт, который более высокие чины вдруг захотят решить, будьте готовы к тому, что это не всегда будет в вашу пользу. Шеф может обвинить вас в некомпетентности, а себя выставить в более выгодном свете, и никто не будет проверять, так ли это на самом деле. Во-вторых, вы оба вынуждены будете поступать так, как решит вышестоящий чин;

  • продумайте то, что вы хотите сказать вашему начальнику. Постарайтесь спокойно и без лишней суеты высказать ему свои соображения по поводу сложившейся ситуации. Не указывайте на его вину конкретно. Говорите: "Мне кажется, я не получаю точных рекомендаций по выполнению работы" вместо: "Вы не сказали, что мне надо делать!";
  • кричать в ответ на обвинения начальника не рекомендуется. Однако стоит раз и навсегда дать ему понять, что подобного отношения вы не потерпите. Слова "Вы всегда отыгрываетесь на мне" или приказы "Не смейте орать!" - неуместны. Лучше спокойно сказать: "Я понимаю, что вы волнуетесь, но не стоит разговаривать со мной в таком тоне". После этого предложите обсудить ситуацию позднее. Пресекать крик стоит сразу же, как только на вас впервые повысили голос. Безропотные, забитые подчиненные, которые не могут дать отпор, как раз чаще всего становятся легкой мишенью для человека, которому не на ком разрядить свои плохие эмоции;
  • когда на вас кричат, стоит представить начальника в каком-то смешном наряде или глупой ситуации. Вообразите, например, что на вашем шефе надеты памперсы и пинетки, и спокойно рассматривайте получившуюся картинку, пока ему не надоест кричать. Или придумайте смешную фразу, которая не позволит выйти из себя. Например, если ваш шеф, крича, имеет привычку багрово краснеть, можно мысленно его поприветствовать: "А вот и Синьор Помидор!" или "Здорово, Вождь Краснокожих!" - это поможет не выйти из себя и сохранять спокойствие.

Первый читатель

Певец, поэт, композитор и шоумен Сергей Минаев о кричащих начальниках