ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К УЧЕБЕ?

   
   

Итак, до 1 сентября осталось 1-2 недели - и вы начинаете паниковать: а готов ли малыш? Не будет ли ему страшно в незнакомом классе? Не превратится ли он в двоечника с первых же дней школярства? Не превратится ли 1 сентября в дату крушения "счастливого детства"?

ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ, чтобы нормально вписаться в школьные рамки, первокласснику нужно не так уж много: он не обязан уметь читать и писать (научат!), он не должен знать математических правил (тоже научат)... Но чтобы с первого дня не вызвать гнева учителя и не нажить себе комплексов (педагоги ведь запросто навешивают ярлыки "лентяя", "бестолочи" и "криворучки"), первоклассник должен обладать: навыками общения, развитой мелкой моторикой, усидчивостью и внимательностью.

О том, как протестировать ребенка на готовность к школе и подправить некоторые недостатки (в большинстве случаев недели, оставшейся до школы, будет вполне достаточно), мы попросили рассказать сотрудника лаборатории интеллекта ИП РАН Татьяну Тихомирову.

Общительность

Это требование сомнений не вызывает: чтобы вписаться в детский коллектив, надо уметь общаться с детьми; чтобы не бояться отвечать у доски, надо иметь опыт публичных выступлений... Именно потому психологи склонны считать, что детсадовские дети лучше адаптируются к школе, чем "домашние": они не только привыкли общаться с себе подобными, но и выступали на утренниках, читали стихи на родительских собраниях и неоднократно бывали отруганы воспитателем - так что к школьным нормам им не привыкать. К тому же его однокашники по детсаду скорее всего окажутся его же одноклассниками - то есть никакого стресса от новой обстановки не предвидится: здесь же "все свои". С другой стороны, если домашние дети не были изолированы от "большого мира", если к родителям часто приходили гости и ребенку приходилось, залезая на табуретку, петь песни и читать стихи, то он не будет бояться отвечать у доски. А приятелей можно было найти не только в детском саду, но и просто во дворе...

Однако если проблема общения не была решена, если ребенок застенчив и замкнут, то за неделю без помощи психолога проблему не решить. Можно, правда, создать ребенку общий положительный настрой - пусть для него праздником станет школа вообще. Тогда такие частности, как одноклассники и учительница, не очень испортят настроение. А потом малыш привыкнет, и дальше будет легче. Поэтому начинайте парадные приготовления: побольше говорите о том, что ваш ребенок теперь не "малявка", а солидный школьник, - пусть гордится. Причем рассказывайте это не только самому малышу, но и всем знакомым (разумеется, в его присутствии) с гордостью и благоговением: "А Вова-то у нас уже в школу идет! Представляете!" Пару раз (желательно с интервалом в 1 неделю) предварительно посетите летнюю пустующую школу, пройдитесь по двору и первому этажу, обратите внимание на то, как там красиво и интересно (даже если в действительности это не так), - надо, чтобы в первый учебный день школа не оказалась для первоклашки совсем уж чуждым местом.

Кстати, проверить контактность и общительность ребенка можно при помощи теста, который психологи предлагают для определения усидчивости, внимательности и уровня детских знаний.

Тест "Человечек"

Попросите ребенка нарисовать мальчика или дяденьку. Девочки и тетеньки нас не устроят, потому что их обычно рисуют в длинных платьях, из-под которых не видно ног, с пышными волосами, из-под которых не торчат уши, а то и с веером, закрывающим лицо... Такая скрытность ничем нам не поможет.

Мужчина - вот это показатель!

Вариант 1. Фигура имеет голову, туловище, шею и конечности. Лицо - с носом, ртом, глазами и ушами. Голова не должна быть больше туловища. Руки заканчиваются пятипалой кистью, а у ног отогнуты ступни. Конечности с туловищем соединены "бесшовно".Значит, ребенок очень наблюдателен, сообразителен и имеет все шансы стать отличником.

Если при этом на костюме у человечка много деталей - пуговки, кармашки, манжеты, значит, ребенок легкораним. Его надо почаще хвалить, больше обращать внимание на его успехи, игнорировать некоторые недостатки.

Если рисунок как бы выходит за рамки задания: к человечку добавлены солнышко, травка, птички, собачки, - это говорит о высоком творческом потенциале будущего первоклассника.

Вариант 2. Человечек похож на человечка. Отсутствие некоторых деталей: шея, волосы, уши, один палец руки, но не часть лица - это не слишком серьезный дефект.

На всякий случай попрактикуйтесь: спросите, почему он не нарисовал пальчики - потому что некрасиво или потому что забыл? А помнит ли он, сколько пальцев у человека? Давай посчитаем. И т. п.

Вариант 3. Фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие волос, шеи, ушей, пальцев и ступней, одежды.

Потренируйте хотя бы речевые навыки ребенка: пусть расскажет, что это за человечек, как его зовут, куда идет.

Вариант 4. Примитивный рисунок: палка-палка, огуречик. Или

Вариант 5. Каракули.

Подумайте хорошенько, а не стоит ли подождать со школой?

Обратите внимание на то, где расположен рисунок. Идеальный вариант - в центре листа. Значит, вам удалось взрастить достаточно гармоничную личность.

Рисунок, занявший весь лист, даже не уместившийся на нем, свидетельствует о большом эгоцентризме: либо ребенок слишком избалован, либо катастрофически недополучает вашего внимания и считает себя обиженным. В любом случае у него будут проблемы в школе.

Правая половина листа означает, что ваш ребенок экстраверт (склонен к широкому общению), левая - что интраверт (углублен в себя). Экстраверты легко вписываются в коллектив, зато интраверты, как правило, более вдумчивы и рассудительны.

Верхняя часть листа говорит о повышенной самооценке, нижняя - о заниженной. Самое худшее расположение рисунка - в левой нижней части листа. В этом случае не бросайте дело на самотек - проконсультируйте ребенка у психолога.

Мелкая моторика

Если кому непонятен термин - речь идет о мелких движениях пальчиков. От них зависит почерк, умение лепить и делать аппликации - в общем, все те навыки, за которые первоклашкам ставят оценки. Даже если ваш ребенок - математический гений, в нашей школе он станет двоечником, потому что главное в первом классе - красиво и кругло выводить буковки.

Чтобы протестировать будущего школьника на мелкую моторику, нарисуйте вот такие точечки:

и пусть он повторит.

   
   

Например, он нарисовал вот такое:

Значит, все в порядке. Малыш в школе не пропадет.

Если на рисунке число точек совпадает с образцом, соблюдается рядность, но расположить их ровно все-таки не получилось:

Попробуйте потренироваться с ребенком: пусть разгадывает лабиринты из журналов, водя ручкой по линиям. Или нарисуйте ему вот такую дорожку:

- пусть шариковой ручкой обведет путь машинки.

Если рисунок в целом соответствует образцу, не превышает его по длине и ширине более чем в 2 раза, то к предыдущим упражнениям следует добавить игру в конструктор с мелкими деталями, нанизывание рябины в бусики, лепку из пластилина, рисование. И еще одна хитрость: купите ребенку не шариковую, а гелевую ручку - она мягче, рука будет меньше напрягаться, и буквы получатся ровнее.

Если контур рисунка совсем не соответствует образцу, но все же состоит из точек:

вам, возможно, придется показать малыша специалисту (детскому психологу).

Если же ваше чадо изобразило сплошные каракули:

тут 2 варианта: у вас утрачен контакт с ребенком, и он просто не желает выполнять ваши указания; либо у него действительно серьезные проблемы: возможно, следует показать малыша психологу и на годик отсрочить поступление в школу.

Смотрите также: