Действительно - "ураган", иначе не скажешь: ни секунды не сидит спокойно, хватает то одно, то другое, тут же бросает, ничем не занимается дольше двух минут, замечаний будто не слышит и, понятно, на них не реагирует. Другие дети в пять лет уже и пишут, и читают, а этот на занятиях по подготовке к школе носится по классу, а то и катается по полу, будто не слыша слов преподавателя. Что ж дальше-то будет?
-ЕСЛИ родители не помогут своему "домашнему урагану", его ожидают большие трудности не только в школе, но и в будущей взрослой жизни, - считает педагог-психолог психологического центра "Исток", доцент кафедры психологии и педагогики МГУЛ Елена Владимировна КЛИМАЧЕВА. - Потому что в большинстве случаев такое "буйное" поведение (по-научному оно называется "синдром дефицита внимания с гиперактивностью", сокращенно СДВГ) - отнюдь не результат плохого воспитания или избалованности: беспрерывное движение помогает ребенку улучшить кровоснабжение своего головного мозга, по разным причинам нарушенное.
Беседу с мамой, пришедшей на консультацию, Елена Владимировна обычно начинает с вопроса о том, какими были беременность и роды. И мамы этому очень удивляются. Увы, ни один врач не объяснял им, что такие незначительные проблемы, как низкий гемоглобин, повышенный тонус матки, небольшие кровотечения во время беременности, обвитие пуповины, использование в родах щипцов, наркоза, кесарева сечения, неизбежно влияют на состояние ребенка, и особенно - на его мозг. Организм новорожденного, к счастью, способен компенсировать полученное повреждение: нервные импульсы находят обходной путь, но вряд ли малыш родится абсолютно здоровым и спокойным. Скорее всего, уже в первые месяцы у него обнаружится гипертонус, повышенная возбудимость, а со временем все это может обернуться "синдромом дефицита внимания с гиперактивностью".
Правда, психоневролог в детской поликлинике может утверждать, что "патологии нет". При СДВГ действительно нет настолько грубой патологии, чтобы ее можно было увидеть во время осмотра: все отделы мозга у ребенка на месте, не хватает лишь согласованности в их работе. Чтобы добиться этой согласованности, помочь сформироваться очень важным для дальнейшего развития мозга связям между его полушариями, малышу необходим массаж и лечебная физкультура. Причем чем раньше, тем лучше!
Препараты "Пантогам" и "Фенибут", которые нередко назначают "неуправляемым" детям, как и все сильнодействующие лекарства, не лишены побочных эффектов. Мягче и безопаснее действуют гомеопатические препараты. Но они назначаются строго индивидуально.
Однако помимо сугубо лечебных мероприятий есть еще повседневная жизнь. И если в семье родился гиперактивный ребенок, то он нипочем не будет спокойно лежать в кроватке или коляске! И вот тут существует два совершенно противоположных подхода. Первый - давать младенцу "накричаться", не подходить и не брать на руки. Второй - носить на руках, брать к себе в постель, пользоваться рюкзачком-"кенгуру". Если цель - любой ценой заставить ребенка замолчать, то первый способ может оказаться результативнее: в какой-то момент любой младенец замолкает, поняв, что маме нет никакого дела до его страданий. Если же цель - помочь малышу справиться с недомоганием, чрезмерным возбуждением, страхом одиночества, то второй подход оказывается не только человечнее, но и конструктивнее: близость к маме успокаивает младенца, помогает ему наладить ритмичную работу пищеварения, дыхания, сердца (он бессознательно подстраивает свои биоритмы под мамины). Поглаживания, объятия и поцелуи (не только мамины, но и папины) тоже действуют успокаивающе.