Всё смешалось в доме Толстых. Уже несколько дней Софья Андреевна и все домочадцы не находили себе места: Лев Николаевич ушёл из дома. Ушёл тихо, оставив записку: "Не думай, что я уехал потому, что не люблю тебя. Я люблю тебя и жалею от всей души, но не могу поступить иначе... И дело не в исполнении каких-нибудь моих желаний и требований, а только в твоей уравновешенности, спокойном, разумном отношении к жизни. А пока этого нет, для меня жизнь с тобой немыслима... Прощай, милая Соня, помогай тебе Бог".
РАЗЛАД в семье Толстых начался давно. Уже несколько месяцев в доме было неспокойно. Конфликты между Софьей и мужем были частыми, заканчивались слезами и истериками. Софья Андреевна где-то раздобыла баночку с опиумом и шантажировала Льва Николаевича, грозилась непременно покончить с собой. Толстой плакал, умолял жену опомниться. На время воцарялись тишина и спокойствие, которые снова сменялись громкими скандалами и ссорами. После 48-й годовщины свадьбы у Льва Николаевича начались обмороки, сопровождавшиеся сильнейшими конвульсиями. За один вечер он мог пережить несколько таких припадков. Собравшись с последними силами, Толстой тайно уехал из Ясной Поляны.
Прочитав записку, Софья Андреевна немедленно взялась за исполнение давней угрозы покончить с собой и бросилась в пруд. Её спасли. Толстой в это время был на полпути к Ростову, но в дороге ему стало хуже: поднялась температура, началась лихорадка. Узнав о болезни мужа, Софья Андреевна немедленно бросилась за ним. Она нашла Льва Николаевича в тяжелейшем состоянии, без сознания на станции Астапово, в домике начальника станции.
Случайная любовь
МАМА Софьи, Любовь Александровна Берс, с детства дружила с семейством Толстых. Лев Николаевич любил гостить у Берсов на даче в Покровском-Стрешневе. Он с удовольствием возился с детьми - маленькой Софьей и её сестрами Лизой и Таней. Шумные игры сменялись хоровым пением, а затем вся компания во главе со старшим наставником принималась за постановку домашних спектаклей. Дети души не чаяли в молодом графе и скучали, когда Лев уехал на Кавказ. Они не виделись несколько лет.
Он вернулся храбрым воином, защитником Севастополя и признанным писателем, автором блестящих "Севастопольских рассказов". Его встретили три очаровательные барышни на выданье, в которых он с трудом узнал своих маленьких подруг. Они по-прежнему смотрели на графа с обожанием, но теперь детский восторг в их глазах сменился женским любопытством и заинтересованностью. Каждый визит Толстого вносил переполох в спокойную дачную жизнь сестёр. Как только докладывали о приезде Льва Николаевича, девочки с хохотом неслись в свою комнату - помогать наряжаться старшей Лизаньке. Старались изо всех сил: в ход шли лучшие платья и украшения. Вся семья пророчила Лизу в невесты графу. Предложение руки и сердца ожидалось с минуты на минуту. Но время шло, а Толстой всё медлил.
Томительное ожидание длилось целый год. В итоге Лев Николаевич твёрдо решил для себя, что брак между ним и Лизой невозможен. Он даже решил прекратить свои визиты в гостеприимный дом Берсов, дабы не давать ложной надежды влюблённой в него девушке. Но судьба распорядилась иначе. Средняя сестра Софья, девушка увлекающаяся и разносторонняя, вдруг забросила занятия музыкой и фотографией и села за написание "литературного шедевра". В итоге на суд семьи и друзей была представлена повесть "Наташа". В одном из героев - "необычайно непривлекательной наружности пожившем князе Дублицком" - Лев Николаевич узнал самого себя. Самолюбие графа было уязвлено. Он посмотрел на Софью другими глазами и... влюбился.
С этого момента Толстой стал бывать у Берсов ежедневно. Он пристально наблюдал за Софьей, и девушка с тревогой и смятением ловила на себе его взгляды. После очередного визита графа она призналась младшей сестре Тане: "Я боюсь, что люблю Льва Николаевича".
Когда Толстой сделал Софье предложение, она без колебаний ответила: "Да!".
Жизнь в Ясной Поляне