Ты стала начальницей

   
   

Мечта сбылась! Руководство наконец оценило ваши выдающиеся успехи и повысило в должности. Теперь в вашем подчинении оказалось несколько человек. Сколько именно, не так уж и важно, ведь всякий опытный босс знает, что если научиться руководить хотя бы тремя сотрудниками, можно справиться с коллективом любой величины.

Конечно, в первый момент вы не испытаете ничего, кроме радости от нового назначения, но очень скоро вы начнете ощущать некоторое беспокойство.

ТЕПЕРЬ вам уже недостаточно просто хорошо выполнять свои обязанности. Теперь вы - руководитель, а раз так - именно к вам станут обращаться с любыми вопросами, именно у вас будут просить повышения зарплаты, именно вы станете отвечать за работу отдела. Впрочем, все не так страшно. Чтобы стать хорошей начальницей, нужно лишь набраться немного опыта и постараться избежать типичных ошибок.

Будь в авторитете

КОНЕЧНО же, главное для любого начальника - авторитет среди подчиненных. При этом уважение сотрудников во многом зависит от того, каким образом вы стали руководителем. В более выгодном положении оказываются те, кому высшее начальство поручает сформировать собственную команду для выполнения какого-либо проекта. В этом случае те, кого вы набираете в свой коллектив, изначально воспринимают вас в качестве босса. К тому же вы выбираете подчиненных "под себя", а значит, и работать с этими людьми будет легче. Единственное, чего стоит избегать в такой ситуации - это соблазна набрать в коллектив как можно больше родственников и близких знакомых. Вполне вероятно, что вам будет приятно общаться с этими людьми, однако это вовсе не гарантирует того, что они станут хорошо выполнять порученную работу. А потому, подбирая команду, стоит все-таки обращать больше внимания на профессионализм, а не на личные качества сотрудников.

Немного сложнее приходится тем, кто вдруг становится начальником отдела, в котором до этого трудился в роли рядового работника. Во-первых, далеко не всем может понравиться ваше повышение. А во-вторых, многим сотрудникам будет довольно сложно перестроиться и начать относиться к вам не как к хорошему приятелю, а как к шефу и наставнику. В этом случае многие начинающие руководители стараются подчеркнуть свой новый статус, полностью разорвав отношения с коллективом. Став начальником, вчерашняя Маша превращается в Марию Сергеевну и требует, чтобы все свои вопросы сотрудники излагали исключительно в письменной форме и передавали через секретаря. Такое поведение часто не вызывает ничего, кроме раздражения. А потому постарайтесь сохранить дружеские отношения с коллективом. Но при этом, если требуется принять какое-то решение, не стесняйтесь напомнить, что ответственность за него все-таки лежит на вас, и именно вам принадлежит последнее слово. Поэтому не стоит бояться время от времени употреблять повелительное наклонение: "я так решила", "мне нужно".

В самой сложной ситуации оказываются те, кто приходит со стороны руководить уже сложившимся коллективом. Вряд ли подчиненные с первого дня оценят ваш талант блестящего организатора и способность принимать правильные решения. А потому, для того чтобы завоевать уважение своих подопечных, потребуется какое-то время. Не стоит начинать свою работу с массовых "зачисток" и заменять большую часть отдела "своими" людьми. На первом этапе вам нужно войти в курс дел, здесь будет нужна помощь опытных сотрудников.

Начните знакомить подчиненных с задачами, которые поставило вам высшее руководство. Четко разграничьте обязанности всех членов коллектива и снабдите каждого соответствующим заданием и сроками его исполнения. При этом старайтесь подчеркнуть значимость каждого поручения. Психологи давно установили, что сотрудники, которые чувствуют важность своей работы, справляются с ней намного лучше. Ну и конечно же, стоит сразу сообщить сотрудникам о поощрениях, которые ждут их по окончании работы. Пока ваши подопечные еще не успели наделать ошибок, метод "пряника" наверняка окажется эффективнее метода "кнута", когда руководитель сразу же начинает пугать сотрудников строгими санкциями за различные нарушения.

Советы начинающему руководителю