Зову его, например, ужинать, а он играет и не реагирует. Одно и то же по десять раз говорю. Ходили даже проверять слух - оказалось все в порядке. А уж если мы куда-то опаздываем, он вообще становится как сонная муха, еле движется, как будто назло мне. Хотя вообще-то он совсем не такой. Я и кричала, и наказывала - бесполезно. Что вы посоветуете?"
Инна Новицкая, г. Астрахань"
ТАКОЕ поведение типично для нервных, чувствительных детей. Спешка для них - непосильный стресс, от которого они защищаются медлительностью. Чем ощутимее угроза опоздать, тем больше дети отключаются, подчас действительно впадая в полусонное состояние.
Однако никакой настырности в их поведении нет, поскольку происходит все это помимо их воли, бессознательно. Собственно говоря, это косвенно подтверждает и мама, отмечая, что вообще-то ее сын не склонен делать назло.
Вероятно, она раздражается, сталкиваясь со столь парадоксальными реакциями ребенка. Но раздраженный тон, окрики и шлепки только еще больше травмируют его.
Очень часто такое защитное торможение проявляется у детей в семьях, где взрослые очень энергичны, напористы и нетерпеливы. Вместо того чтобы умерить свой пыл, они пытаются переделать ребенка, и ситуация только усугубляется.
Маме следует не доводить до цейтнота, а начинать сборы задолго до выхода на улицу. Не требовать, чтобы ребенок полностью одевался сам, а помогать ему. Собираясь пойти с ребенком в какое-то незнакомое место, надо психологически подготовить его, в подробностях рассказав, что его может там ожидать. Ведь для нервных детей любой поход в незнакомое место - это стресс, даже если они идут развлекаться. И выражая на словах согласие с планами взрослых, они подсознательно противятся выходу из дома, их психика не справляется с напряжением.
Параллельно стоит заняться психической тренировкой: или с психологом, или самим. Очень помогает обсуждение и проигрывание новых ситуаций для отработки правильных моделей поведения. Полезны и игры с мячом, когда ребенок, ловя мячик, должен отвечать на вопросы или продолжать начатую фразу. Это тренирует скорость реакции и одновременно учит не пасовать в непредвиденных обстоятельствах.
Смотрите также:
- "Моей дочери все нужно говорить по десять раз" →
- Победить "хроническую неуспешность" →
- А он кричит: "Хочу!" →